Изменились правила сдачи экзаменов на получение водительских прав
Важные новости для автолюбителей - с сегодняшнего дня меняются правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Одно из нововведений - больше не будет никакой самостоятельной подготовки, только автошкола. Есть и другие важные изменения.
Экстерната не будет. С сегодняшнего дня самостоятельно готовиться к экзамену в ГИБДД можно, но для получения прав обязательно нужно окончить автошколу. Ученики и те, кто уже за рулём, это нововведение оценили неоднозначно.
Авторы поправок решили таким образом отсечь теневых инструкторов, которые вместо утверждённых стандартов учат по собственным методикам. В официальных же документах теперь числятся новые категории и подкатегории - для маломощных мотоциклов, трициклов, квадроциклов, для грузовиков, а также маршруток, авто с прицепами, троллейбусов, трамваев. И один из самых обсуждаемых пунктов — М, для управления мопедами и скутерами.
Водительские удостоверения нового образца выдают уже несколько месяцев, и от старых они отличаются тем, что вместо привычных ABCDE здесь множество подкатегорий. В ГИБДД уверяют, что обменивать старые права не обязательно до окончания срока их действия. И водитель получит право управлять транспортом всех подкатегорий. Например, если у водителя категория B, значит, автоматически есть разрешение и на B1.
Подкатегории есть, но как готовить водителей, до конца не ясно. Программы обучения почти ни в одной автошколе ещё не утверждены. В Новосибирске многие центры свои системы подготовки разработали, но в ГИБДД их ещё не одобрили.
"Программа готова, подписана, но все равно неделю, две, три, месяц мы должны ждать, пока у нас проведут осмотр материально-технической базы. У нас есть все, нам остается только ждать программу, когда нам ее подпишут", - пояснила Александра Дитрих, администратор одной из новосибирских автошкол.
Неопределённость- и с автоматической коробкой передач. Учиться теперь можно на "автомате", и предусмотрены специальные права с отметкой "АТ" - с ней уже запрещено садиться за руль машины с механической трансмиссией. За нарушение - штраф как за вождение вообще без прав – до 15 тысяч рублей и эвакуация авто на штрафстоянку. Но это нововведение действует пока только в теории.
"Пока только механика. В ГАИ пока нет программ, по которым они могли бы принимать экзамен на автомате, учиться - мы можем научить, а принимать экзамены ГАИ не могут", - говорит инструктор Вадим Карасев.
Эксперты сходятся во мнении - изменения назрели. Цель масштабной реформы обучения - снизить аварийность среди начинающих автолюбителей. Ведь не секрет, что сейчас после автошколы многие люди ещё и нанимают инструктора, чтобы научиться водить в реальных условиях. И в интернете масса видео с описанием вроде "чайник устроил аварию".
"Мы на каждые 10 тысяч автомобилей в год губим примерно семь человек. В странах с хорошим уровнем безопасности эта цифра не бывает больше 0,5, то есть, мы проигрываем в 12-14 раз странам с нормальной безопасностью движения", - напоминает директор Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
В августе ужесточили требования и к автошколам. Автодром теперь должен быть не меньше 0,24 гектара — это половина футбольного поля. Также требования к дополнительному оборудованию. Многие мелкие региональные центры не прошли проверку. В Саратове, например, все автошколы разом не получили лицензии.
"Это интерактивная доска, мультимедийное оборудование, кабинет предрейсового осмотра. Если выполнять все требования, то затраты значительные", - говорит директор автошколы Виктор Кузнецов.
За два месяца из 11,5 тысяч российских автошкол получили лицензию чуть больше пятисот. Но крупные центры, кому по карману такие обновления, уже подняли расценки почти вдвое.
"Уже сейчас обучение 50 тысяч рублей стоит, а было порядка 30. Ну процентов на пятнадцать, но это еще не предел, потому что раз надо больше средств вкладывать, больше желающих учиться, соответствующие и больше будет стоимость обучения. Законы рынка, спрос рождает предложение, если было сто школ, а осталось 20, значит люди пойдут в те 20, которые разрешение получили, школы будут получать средства и дополнительно вкладывать средства в материальную базу, таким образом, качество будет возрастать", - полагает директор автошколы Игорь Белавин.
Дороже теперь станет и сдать сам экзамен. Со следующего года это будет стоить 4,5 тысячи рублей. Тысяча за проверку теоретических знаний, полторы - за "площадку", а за "город" - две тысячи рублей.
Для сравнения, за рубежом получить права тоже недешево. Во Франции теория и практика обходятся в среднем в 1200 евро. Это около 66 тысяч рублей. В Германии курс в автошколе стоит примерно так же, а вот занятия с частным инструктором ещё дороже — до 1500 евро.
Один из самых дорогих курсов — в Японии. Затраты сопоставимы с ценой подержанного авто — около 5000 долларов. А, например, в Великобритании только за сдачу экзамена по вождению придётся заплатить минимум 62 фунта.
"Это водительское разрешение, его во всем мире очень трудно получить и очень легко потерять. В психологии массы наших отечественных водителей лежит совсем другая установка. Это очень легко получить, можно подарить ко дню рождения, и достаточно проблемно потерять. Вот это надо исправить", - уверен Михаил Блинкин.
Сегодняшний день, говорят эксперты, лишь новая точка отсчета. Переходный период займёт несколько месяцев. Пока же рядовому автолюбителю может показаться, что получать права теперь дольше и дороже. Но есть и плюс: согласно новым правилам, сделать это можно будет в любом регионе России независимо от регистрации.

