Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
25 августа 2015, 15:19

60 лет назад из СССР в Дрезден вернулись сотни картин после уникальной реставрации

В Дрезденской галерее сегодня вспоминают события 60-летней давности, без которых знаменитой коллекции этого музея могло бы не быть вообще. После уникальной реставрации в город из СССР вернулись сотни картин: в том числе полотна Рубенса, Рафаэля, Тициана. В годы войны они были похищены нацистами, их прятали в сырых шахтах и этим фактически уничтожили. Советские реставраторы совершили тогда чудо.

Над штольней в местечке Покау Ленгефельде - более 30 метров известковой породы. Темно, скользко, всюду старые механизмы горняков. В таких условиях здесь хранились, или, скорее, умирали шедевры мировой живописи. Температура +7, стопроцентная влажность. Недавно своды пришлось укреплять. В случае обвала мог пострадать музей известковой фабрики на вершине горы. В нем отдельный зал сегодня занимают фотокопии тех картин, которые были спасены в 1945 году и вывезены Красной армией только из этих пещер горного короля.

"Более 30% художественных ценностей, которые мы получили, были сильно повреждены самым разным образом. Иногда это был просто разложившийся лак, а иногда это была картина, сплошь покрытая плесенью", - рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 1961-2013 годах Ирина Антонова.

Ирина Антонова во время войны была медсестрой, в Пушкинский музей пришла в апреле 1945 года. Все происходило на ее глазах. Она помнит, как в Москве распечатывали ящики с произведениями искусства. Как перед всеми предстала Сикстинская Мадонна Рафаэля с младенцем на руках. Младенцем, который, как будто уже знал свою судьбу.

"Никогда старое 500-летнее произведение искусства не звучало так современно, актуально, так я бы сказала, болезненно, просто как удар по сердцу. Поэтому плакали даже мужчины", - вспоминает Ирина Антонова.

А затем в течение 10 лет художники-реставраторы лечили больные картины. Во многом благодаря труду Павла Корина и его супруги Прасковьи, была спасена одна из лучших картин Тициана - "Динарий Кесаря".

"Представьте себе, если бы тогда не было осуществлены работы по вынужденному сохранению, то мы потеряли бы большую часть изображения лика Христа", - говорит руководитель реставрационной мастерской по реставрации картин Марлис Гибе.

Когда "Динарий Кесаря" подняли из шахты в Покау Ленгефельде, красочный слой отходил пластами. Картину, а она написана на доске из тополя, несколько лет только сушили. Затем боролись за каждый миллиметр оригинального слоя краски.

После реставрации шедевры были возвращены, как тогда писали, "немецкому народу". Это был царский подарок Никиты Хрущева ГДР, политическое решение беспрецедентное в мире искусства.

"Никто ничего не возвращал. Мраморы Парфенона лорд Эльджен вывез где-то в начале XIX века, в Британский музей, это их основной памятник, который они показывают. Греция бьется за их возвращение много лет", - говорит Ирина Антонова.

Знаменитую выставку шедевров Дрезденской галереи в Москве в 1955 году посетили миллион двести тысяч человек. Люди стояли в огромных очередях, впервые видели и сразу же прощались со спасенными работами Рафаэля, Дюрера. Удивлялись, что одну из картин Джорджоне, например, в 1945 году нашли просто прислоненной к стене шахты.

"Несмотря на то, что были вздутия, горки красочного слоя, все было укреплено и не было ни одной "осыпушечки" от красочного слоя. То есть даже не надо было ретушировать, нигде не потребовалась работа по восстановлению, и весь автор был спасен", - говорит заместитель заведующего отделом реставрации Пушкинского музея Надежда Кошкина.

После возвращения коллекции разрушенный бомбардировками город вновь превратился в один из мировых центров искусства. Это было настоящее чудо.

"Эти произведения искусства считались утерянными. Я думаю, не у многих была надежда на их возвращение. Поэтому можно сказать, что это была большая неожиданность и большая радость", - говорит руководитель отдела исследований и научного сотрудничества Дрезденской галереи Гилберт Лупфер.

Всего были возвращены 1240 картин. Пушкинский музей отдал даже то, что не числилось в описях вывезенных шедевров. Работу Кранаха "Курфюрст в брачном венке" в "Антикваре" на Сретенке обнаружила лично Ирина Антонова. Каким образом картина попала в Москву, неизвестно, но работу с номером Дрезденской галереи на раме тут же выкупили и отправили в Восточную Германию.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей