Росавиация отзывает сертификат эксплуатанта у «Трансаэро»
Сегодня, похоже, стало ясно, чем и когда закончится агония авиакомпании "Трансаэро", для которой груз многомиллиардных долгов оказался неподъемным. Точку в истории поставили не кредиторы. Росавиация после проверки безопасности отзывает сертификат эксплуатанта. Последний рейс "Трансаэро" приземлится в конце этой недели. Её сотрудники, пассажиры и самолёты, как ожидается, достанутся другим перевозчикам.
Внеплановая проверка авиакомпании "Трансаэро" продолжалась две недели. И вот накануне эксперты вынесли единогласное решение. Перевозчик с миллиардными долгами не в состоянии платить по счетам, а значит и обеспечивать безопасность полетов. Окончательную точку поставили в Министерстве транспорта.
"Сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта у компании "Трансаэро", начиная с 26 октября этого года. Что это означает? Что с началом действия зимнего расписания, как раз 26 октября, когда все авиакомпании мира значительно снижают свои объемы перевозок, самолеты компании "Трансаэро" не могут уже подниматься в воздух, и всех пассажиров, которые имеют на руках билеты, как мы и говорили об этом раньше, возьмет на себя группа компаний "Аэрофлот". Они будут перевезены непосредственно на рейсах "Аэрофлота", или рейсах других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят свое плечо", - сказал министр транспорта Максим Соколов.
"Плечо подставили" практически все крупные перевозчики. Речь идет о 150 тысячах пассажиров, купивших билеты на рейсы компании, которая меньше, чем через неделю летать перестанет. Впрочем, в Минтрансе уверены, что проблема вполне решаемая.
"Все пассажиры, имеющие на руках билеты до 15 декабря этого года включительно, будут перевезены по соответствующим направлениям. Те, кто купил билеты с датой возвращения после 15 декабря, таким пассажирам деньги в полном объеме будут возвращены либо самой компанией "Трансаэро", либо, если это по каким-то причинам окажется невозможным, через компанию "Аэрофлот", - сообщил министр.
Пассажиры "Трансаэро" пусть и с задержками, но все же летят. А вот судьба 10 тысяч сотрудников "Трансаэро" пока остается туманной. На сайте Росавиации открыт банк вакансий. В агентстве утверждают, что на улице никто не останется.
"Учитывая, что российские лизингодатели планируют передать значительное количество воздушных судов, в настоящее время находящихся в лизинге у "Трансаэро", другим российским авиаперевозчикам, то потребность в авиационных специалистах, в целом, не уменьшится. В частности, для принятия на работу в "Аэрофлот" планируется чуть более шести тысяч человек. Ведется работа по трудоустройству во вновь открывающийся в начале 2016 года аэропорт "Раменское", "Рампорт", в авиационные предприятия и организации московского авиаузла и регионов, в том числе по Москве и Московской области", - рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Впрочем, по словам Александра Нерадько, многие самолеты "Трансаэро" не подходят под условия лизинговых компаний, в основном из-за технического состояния. Проблемы в компании начались далеко не вчера. И все попытки спасения - от предоставления госгарантий по кредитам до плана продажи контрольного пакета акций "Аэрофлоту" - так ни к чему и не привели. И сейчас многие задаются вопросом, что же стало причиной фактического краха компании с 25-летней историей. Все эти годы в "Трансаэро" обходились без государственной поддержки, и совсем не классическая модель бизнеса работала, но лишь до последнего времени.
"Свыше 60 процентов перевозок - это не регулярные рейсы, а чартерные перевозки. То, что мы сейчас видим, согласно документации, которую мы получаем из компании, у нас есть вопросы в отношении того, насколько экономически обоснованны были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последние месяцы, - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. - Я не берусь судить по этому поводу, но, может быть, кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть".
Эксперты говорят, политика компании, в последнее время снижавшей цены на билеты, сама по себе была рискованной. И этот риск в итоге не оправдался.
"Если вы долгое время пытаетесь увеличивать рыночную долю за счет демпинга, то есть, продавая билеты ниже, чем себестоимость, причем надеясь, что когда-то потом что-то улучшится, и вы сможете отбить накопленные убытки - это и есть ошибка. То есть, светлого будущего не случилось. Случился новый кризис, который руководство "Трансаэро не предвидело", - говорит научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
Еще один вопрос: кто заменит крупнейшего частного перевозчика? Ведь только международных маршрутов - 160 с лишним. На 57 из них претендует "Аэрофлот" - это меньше трети. А значит, говорят в Росавиации, проблем с антимонопольной службой не возникнет. Другие направления тоже распределят по справедливости. А пассажирам останется надеяться, что цены на билеты не начнут резко расти.