Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 февраля 2016, 21:51

Спецслужбы России, Таджикистана и Узбекистана провели совместную операцию по выявлению агентов ИГИЛ

Боевикам ИГИЛ недоплачивают - это вывод представителя Минфина США Глейзера. По его словам, террористам платят вдвое меньше, чем раньше из-за того, что доходы от контрабанды нефти упали. То есть, и добывать, и возить нефть - и это данные американских спецслужб - стало в разы сложнее.

Что характерно, ранее российское Минобороны заявляло, что доходы от нефти у ИГИЛ упали на треть. Значит, теперь и ситуация развивается, и информация у Москвы и Вашингтона совпала. А проблемы эти у ИГИЛ понятно, откуда - российская авиация бомбит нефтепромыслы террористов непрерывно и эффективно. И это - борьба со зверем в его логове. Не менее жестко обстоят дела на подступах ближних. Ведь ИГИЛ не может не пытаться нанести ответный удар.

Агентов халифата ищут, находят и ловят. Так, на неделе стало известно, что предотвращена подготовка терактов в Москве и Питере - по некоторым данным, на границе с Таджикистаном поймали некоего гражданина Турции, сапера, который отправлялся в Екатеринбург делать самодельные бомбы для тех, кто в столицах теракты должен был осуществить. Это то, о чем известно.

Репортер Первого канала Александр Евстигнеев собрал по крупицам информацию о том, кто и что делает сейчас в России для победы над ИГИЛ - ведь, как говорят представители спецслужб, борьба масштабнее - и масштабы эти просто остаются за кадром.  И угроза жестче - но не все можно рассказать, слишком плотный клубок змей приходится распутывать, причем и в России, и в СНГ.

О сыне остались память. Хорошо учился, уважал старших, занимался спортом — борьбой. Вот медали. И вдруг ушёл в ИГИЛ. А они ничего не поняли...

"Мы сами его проводили. Дали ему деньги. Он собирался на соревнования в Подмосковье", - рассказывает Ханпаш Эсамбаев.

Его задержали на турецко-сирийской границе. Ханпаш Эсанбаев собрал деньги, прилетел в Турцию. Но его мальчика ему не отдали: "Завтра, завтра, ждите". Сын иногда выходил на связь. Всё было как-то странно.

"Нас тут охраняют высшие спецслужбы. Даже, по-моему, за нас ответственен какой-то генерал, вот такие дела. Короче, чтобы нас здесь отпустили, что-то делают. Мы и сами точно не знаем, в чём дело. Нас тут даже в магазины возят, дают покупать необходимое, как в лёгкой тюрьме. Никому не дают знать, что мы здесь вообще есть", - рассказывал ему сын по телефону.

А потом — звонок уже из Сирии: "Отец, я воюю против неверных". Турецкая сторона обменяла его сына и других на своих дипломатов. По сути, их сдали в ИГИЛ с рук на руки. Кто будет беречь каких-то иностранцев. Через месяц сын Ханпаша погиб.

"Три месяца я жил в Турции, питая иллюзии. Пытаясь его вытащить и трёх парней из нашего села, которые с ним были", - говорит Ханпаш Эсамбаев.

Простых сельских парней террористы вербуют в промышленных масштабах и целях. Им нужны не только новые бойцы, но и рабочие руки - качать и перевозить нефть, а ещё обслуживать, лечить, учить. ИГИЛ — это искажённое, но почти государство. Восемь миллионов человек с повседневными нуждами. Вакансии есть.

"Он, может быть, никого не убивал, он, может быть, ничего не делал, он всего-навсего зарабатывал на территории этого квази-государства. И об этом же он рассказывает своим согражданам, и те сменяют его на этой работе", - поясняет эксперт Центра гуманитарных исследований Галина Хизриева.

"В ИГИЛ на заработки" едут, в основном, из среднеазиатских республик СНГ. Бегут от бедности. Часто — через Россию. От Москвы до окраин. Строитель или дворник. Денег едва хватает на жизнь, и чтобы послать домой. Когда сил нет, а одиночество захлёстывает, вдруг возникают друзья. Помогут, отогреют, пообещают рай. Где-то между Сирией, Ираком, и Турцией. А удержать — некому.

"Человек чувствует себя ненужным своей стране. Приходят мусульмане, говорят: "Салам алейкум, брат", дают деньги. И он тоже говорит, что теперь мусульманин. Он находит то, что не находит в Бишкеке, что не находит в Москве", - говорит политолог Мирлан Наматов.

Бомба с дистанционным управлением. Завербованным даже не нужно ехать в Сирию или Ирак. Их задача — взорваться в России. Екатеринбург. В понедельник здесь задержали семерых террористов. Граждане России и Киргизии. По разным данным, были сторонниками ИГИЛ, либо "Фронта ан Нусра". Обе организации в России запрещены. Тротил, детонаторы, схемы взрывных устройств, кстати, на арабском. Они должны были устроить теракт в метро или крупном торговом центре, но не сумели собрать бомбу. Тогда им на помощь из Турции послали земляка-боевика те, кто вербовал через соцсети. Его перехватили на границе Таджикистана и Узбекистана. Сдал всех. Это не первый случай, когда в России нейтрализуют боевиков ИГИЛ. Сентябрь 2015 года, в аэропорту "Домодедово" поймали двух исламистов, вернувшихся из Сирии. Планировали теракты.

В октябре прошлого года членов ИГИЛ блокировали в квартире прямо в центре Москвы. 11 человек, некоторые — со спецподготовкой в тренировочных лагерях так называемого "Исламского государства". Тоже готовились взорвать бомбу в метро. Пять килограммов тротила. И вот — Екатеринбург...

Это примеры борьбы с терроризмом, о которых спецслужбы рассказали, потому что взяли всю ячейку. Когда цепочку причастных продолжают вытягивать, молчат. Упомянутая вскользь важная деталь — сработали силовики трёх стран: Таджикистан, Узбекистан, Россия. Члены Антитеррористического центра СНГ. Всего в нём — 12 государств. Угроза — одна на всех.

Документы, найденные сирийскими военными в городе Эль-Хасака после того, как оттуда выбили ИГИЛ. Список личного состава: Чечня, Узбекистан, Таджикистан. Возможно, кто-то из них уже вернулся домой. И как боевики просачиваются из страны в страну, так и ловят их общими силами. Слежка, разведка, единая база. Побывать в ИГИЛ и не наследить — невозможно.

"Человек в пустоте не существовал, наверное. Выходил на связь с кем-то из родственников, общался с кем-то из друзей. В вакууме индивид не существует. Это процесс доказывания. Он реален. Его можно найти техническими средствами, в том числе, с помощью базы, которая у нас существует", - поясняет руководитель Антитеррористического центра стран СНГ Андрей Новиков.

Аюбхану Алхазову двадцать лет. Он тоже ездил в Сирию вступать в ИГИЛ. Его завербовали через двоюродного брата. Тот уехал первым, а потом звонил, передавал трубку некому проповеднику.

"Я думал, там рай на Земле. Про райских гурий, про рай и ад говорят", - вспоминает он.

Вместо ключей от рая — автомат в руки. И тогда он понял: воевать и умирать не хочется. Стал увиливать — посадили в шариатскую тюрьму. Через две недели снова приказ: "На фронт!" И тогда он убежал. Мечтал уже не о гуриях, а о том, что докажет — не стрелял. И суд смягчит наказание.

"Я же сдался добровольно. Я ФСБ пригласил на встречу", - говорит он.

Аюбхану выдвинули обвинение: участие в бандформировании. До десяти лет тюрьмы. Был суд. С учётом того, что на его руках нет крови — шесть лет лишения свободы. Но главное — таким, как он, нужна реабилитация и новое место в мире.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей