Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
10 мая 2016, 09:14

70 лет назад в Русском музее прошла первая выставка после возвращения шедевров из эвакуации

Для жителей города это был один из символов мирной жизни. Недавно среди документов музея нашли фотографии, их всего несколько штук. Их сделали те, кто в блокаду спасал картины и скульптуры, готовил их к перевозке.

Галина Поликарпова почти полвека в Русском музее была главным хранителем. Но даже она не знала об уникальных снимках: первый день войны, сотрудники уже готовят упаковку, ящики, какие-то особые конструкции. Ведь некоторые картины просто не прошли бы в двери товарных вагонов.

«Нужно было снять эти картины с рамой, уложить на освобожденное пространство, вынуть из подрамника, и были приготовлены уже огромные 10-метровые валы даже 12-метровые валы, на которые накатывали эти картины. Какое нужно было мастерство иметь - накатывали без единой морщины», - отмечает завсектором архива изображений ГРМ Галина Поликарпова.

Приказ об эвакуации поступил только 1 июля, когда фашисты стояли уже в 100 км от Ленинграда. Главные шедевры отправились в Нижний Новгород, оттуда в Пермь и Соликамск. Остальные экспонаты укрыли в подвалах.

Русский музей разделился на две половины: блокадную и эвакуированную. Удивительно, но Галина Поликарпова эту часть истории хорошо помнит. В 1941 году она, 8-летняя девочка, жила в Перми. Как раз напротив картинной галереи, куда и привезли ленинградский груз.

«Запряженные повозки, в открытую. Верениц не было – транспорт подавался с большими трудностями, и несколько дней шла перевозка, ящиков-то было 300», - рассказывает Галина Поликарпова.

На этих ящиках эвакуированные сотрудники и жили. Оставшиеся в Ленинграде переселились в подвал. Но и те и другие продолжали музейную работу, писали научные статьи, атрибутировали вещи, и порой своими телами защищали шедевры от бомбежек.

Пустые залы стали похожи на апокалиптические сцены некоторых картин. Только это была реальность. От взрыва треснул западный флигель - стена отошла на полметра. Парадные ступени превратились в мусор. Практически везде была копоть и следы от осколков. Потом узнают: на картах немецких летчиков Русский музей был обозначен, как стратегический объект, подлежащий уничтожению. Уже осенью 45-го вернулась домой первая партия из Соликамска, затем вторая – из Перми. Начали готовить экспозицию. Из-под земли извлекли императрицу Анну Иоановну.

Скульптура Анны Иоанновны оставалась в Ленинграде всю блокаду, перед садовым фасадом дворца был вырыт огромный котлован, в который и опустили уникальную бронзовую фигуру работы Растрелли.

Не дожидаясь окончания ремонта дворца, колоссальную фигуру на руках внесли на второй этаж. Этот момент зарисовал один из участников операции.

Можно представить, какой это был праздник – первая послевоенная выставка. Люди не могли поверить, что вещи – настоящие, пытались их потрогать. Для них это был тот – довоенный мир. Уже забытый, другой.

Именно эти кадры долгое время считались репортажем о возвращении Русского музея из эвакуации. Но 9 мая 1946 года было не до хроникeров: музейщики, едва открыв выставку, тут же продолжили ремонт разрушенных помещений. Фотографии и хроника сняты позже, спустя полгода, когда открыли уже вторую выставку, в новых восстановленных залах.

Из всех сотрудников музея, остававшихся в блокадном Ленинграде, выжили только семеро. А из 300-тысячного собрания музея не пострадал ни один экспонат. Картины просто извлекли из ящиков и повесили на стены. Всего через год после Победы.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей