Новости
11 февраля 2017, 18:12

В Большом театре — премьера: опера по роману Достоевского «Идиот»

Долгожданная премьера в Большом: вечный роман Достоевского под музыку Мечислава Вайнберга. Оперу «Идиот» ждали и театральные критики, и зрители. Настоящая буря эмоций - на сцене и в зале. Декорации, костюмы, грим, действия сменяют друг друга так быстро, что порой кажется, что артисты едва успевают за таким ритмом.

Большой театр гудит, как растревоженный улей перед премьерой. Слишком сложна музыка Мечислава Вайнберга. Слишком грандиозен роман Достоевского.

«Мы сидим, в перерывах обсуждаем взаимоотношения: а почему он так поступил, почему он так сказал? Почему Анастасия Филипповна? Идиот — он, вообще, идиот? Или наоборот самый умный среди них?» - рассказывает исполнитель партии Парфена Рогожина, заслуженный артист России Петр Мигунов.

Еще сложнее — с акцентами: «Идиот» оброс таким количеством стереотипов, было так много кино- и театральных постановок, что найти свое, новое прочтение - большая задача Большого.

«Самое главное - играя Мышкина, не играть идиота, вот! Его не вовлекли еще в клубок этих событий, от которых любой бы сошел с ума. Он самый обычный человек», - считает исполнитель партии князя Мышкина, солист Большого театра Богдан Волков.

На общение у исполнителей нет ни секунды. Все на бегу: наложить грим, лишний раз пройти партитуру, обсудить с режиссером мизансцену. Прием «мгновенных переходов» используется авторами вовсю - многостраничных монологов князя Мышкина здесь не будет. Кинематографическая опера — так в Большом называют новую постановку «Идиота».

Декорации создают объем на сцене: то это падающий снег, то столбы, которые делят пространство сцены на много маленьких микросцен. Причем, в каждой из них действие происходит параллельно. И вот уже поезд примчал героев в заснеженный Петербург. Метель, на улицах полно народу. Огромные зеркальные стены выстраивают геометрию то генеральского дома Епанчиных, то гостиной Настасьи Филипповны. Званый вечер в разгаре.

Море красных цветов — водоворот страсти, запредельных по накалу эмоций. Режиссер не боится ярких акцентов, наоборот, внедряет их умышленно.

«Есть такое понятие: «достоевщина». В это очень не хотелось попасть. В такой мрак изначальный, мол, ребята, все будет очень плохо. Этого нельзя делать. Достоевский — гениальный писатель, он так не писал», - говорит режиссер постановки Евгений Арье.

И столь же непроста музыка, ведь автор оперы - Мечислав Вайнберг, композитор, написавший заглавные мелодии к фильмам «Летят журавли», «Укротительница тигров» и десяткам других лент. В середине 80-х он взялся за оперу «Идиот». Ритм конца ХХ века звучит для каждого по-своему.

«Он очень четко дал характеры всех героев. У Мышкина этого очень много, например, «Я вас люблю», это слово – «люблю»… Это можно, конечно, сказать, но нет вот этого дыхания, а это дыхание очень важно», - объясняет дирижер Михал Клауза.

Сложная речитативная опера, где такт за тактом меняется ритм, и артисты порой боятся из него вылететь. Не успеть! И потому перед началом спектакля дирижер — не в оркестровой яме, а обходит гримерные, чтобы настроить двухсторонний контакт.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей