Российские военные начали испытывать новейшую технику, которую специально создали для работы на Крайнем Севере
Это армейские снегоходы, вездеходы, жилые модули. Их будет использовать арктический спецназ. Но прежде - суровый тест-драйв по льду моря Лаптевых - сотни километров пути.
Это спецназ среди внедорожников — особые машины для арктических войск. Прежде чем принять их на вооружение в Министерстве обороны намерены испытать вездеходы на прочность. А чтобы не было сюрпризов в виде, скажем, неожиданно хорошей погоды решили действовать наверняка — отправили машины туда, куда их еще никто не гонял - к самому северному населенному пункту Якутии, в поселок Тикси.
Но и этого мало — от устья реки Лена они поедут еще севернее - на остров Котельный, большая часть экспедиции пройдет по льду вдали от населенных пунктов и ремонтных баз.
Ветер до 30 метров в секунду, температура - -70 градусов по Цельсию. Море Лаптевых - это одна из самых суровых точек на планете, наверное, лучшее, чтобы испытать технику на выносливость.
Здесь они уже три недели — готовились, делали пробные заезды, ждали, когда военно-транспортная авиации доставит последние машины для участия в испытаниях. Основной груз повезет тягач «Витязь». В военном исполнении он усилен броней, а еще у него есть кран-лебедка и третий прицеп, который делает его самым тяжелым вездеходом в мире.
«В каждом образце техники проведены доработки, которые мы проверяем в ходе этого марша. На этой машине испытывается третье неактивное звено, сейчас в данный момент она является топливозаправщиком с бочками, полная масса этого автопоезда будет порядка 80 тонн », - сообщает начальник отдела военных гусеничных машин центра автомобильной техники Министерства обороны РФ Денис Винников.
А это более легкий и быстрый вездеход, для перевозки спецназа — ГАЗ 3344-20. Впереди кабина, сзади жилой отсек. По проходимости ему нет равных среди гусеничной техники.
«Наша машина создана, чтобы перевозить личный состав в условиях Крайнего Севера, Арктики. В первую очередь, микроклимата: будет ли комфортно экипажу, пассажирам в машине», - поясняет водитель-испытатель Андрей Плетников.
Внутри даже жарко, водитель приоткрывает люк и управляет вездеходом, как легковой машиной. В пробег пойдут и колесные внедорожники. На одном из них установлен экспериментальный прибор, чтобы в реальном времени сообщать толщину льда. Очень актуально, когда в колонне есть машины весом в десятки тонн.
Антенная система излучает электромагнитный импульс, он доходит до первого слоя воды, отражается и возвращается в приемную антенну, а на экране монитора, который установлен в самой машине, можно наблюдать толщину льда в реальном времени.
Гладкий, как стекло, лед моря Лаптевых. Отсюда от поселка Тикси колонна пойдет в почти тысячу километров до острова Котельный.
Никто и никогда этого раньше не делал. Полностью в автономном режиме пройти сотни километров по открытому морю, а потом тем же маршрутом вернуться обратно в Тикси. С учетом того, что самая тяжелая и медленная машина идет со скоростью 10 километров в час, а световой день в этих широтах сейчас четыре часа, снежные бураны могут длится стуками, на всю экспедицию отвели ровно 30 дней.
Через месяц якутские шаманы, которые провожали колонну в путешествие, будут ждать их на этом же месте, чтобы вместе отпраздновать возвращение.