На авиасалоне в Китае представлен макет первого совместного российско-китайского дальнемагистрального лайнера
CR929 — первый совместный российско-китайский, дальнемагистральный лайнер. Пока представлен только макет. Но и это уже большое событие.
Здесь впервые можно почувствовать себя пассажиром лайнера будущего, который создают Россия и Китай. Пока это только макет — первый класс, бизнес- и эконом-класс. Но конструкторы уже показывают преимущества — сиденья шире, чем в других самолетах. А еще давление во время взлета и посадки будет приближено к земному, чтобы у пассажиров не закладывало уши.
Просто макет — уже главное событие китайского авиасалона. Посетители толпятся в очереди, чтобы попасть внутрь. При разработке все пополам — сто российских и сто китайских конструкторов. Наши делают крыло, центроплан — одну из сложнейших деталей, партнеры — фюзеляж, обтекател, переднюю стойку.
«Самолет будет эффективнее, за счет композитных материалов», — отмечает главный конструктор самолета CR929 с российской стороны Максим Литвинов.
В каком-то смысле сам городок Чжухай, где проходит авиасалон, — продолжение китайской экспозиции. Всего за десять лет на рисовых полях некогда глубинки выросли небоскребы, а набережную поток туристов признал самым романтичным местом страны. Денежный ветер быстрорастущий Азии — попутный для совместных проектов.
«В последующие десять лет мировым авиаперевозчикам понадобится более десяти тысяч широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, на Китай и Россию при этом придется — 3000-4000. Так что у данного рынка очень хорошие перспективы», — считает главный конструктор самолета CR929 с китайской стороны Чэнь Инчунь.
CR, то есть China/Russia 929. В базовой версии джет будет способен перевозить 280 пассажиров — на 12 тысяч километров. Штаб-квартира и сборка — в Шанхае — так просто ближе к рынку.
«Продукт достаточно уникальный, задача очень интересная, но непростая», — отмечает президент Объединенной Авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
Новый дальнемагистральный лайнер — удар по монополии гигантов «Боинга» и «Эйрбаса» — в Китае в этом году они представили себя уж очень скромно, вероятно, показывая хладнокровие. Но о самом обсуждаемом проекте сегодня вице-президент компании «Боинг» говорить не захотел.
Авиация Поднебесной в этом году решила особенно удивить размахом. Подавляющее большинство представленных на авиасалоне компаний — местные. Впрочем, многие самолеты, говорят авиаторы, появились благодаря российским разработкам. Тот же истребитель пятого поколения китайский J20 — главная здесь гордость — не поднялся бы в небо без российского двигателя.
Теперь может рисовать в небе над Чжухаем хоть сложные китайские иероглифы. Русский след повсюду. От кукурузников — вот вылитый Ан-2 — до местной версии нашего лайнера «Сухой Суперджет 100». С хорошими учителями китайцы решились в следующем году и свою модульную станцию на космическую орбиту отправить «Тяньхэ», она должна стать третьей после «Мир» и МКС. Пока на Земле пускают внутрь по билетам. Альфред Уорден, американский астронавт, который участвовал в экспедиции «Аполлон-15», так вдохновился рвением китайцев в космос, что, кажется, готов на этот раз с ними слетать на Луну.
«На этой станции будут проводиться долговременные исследования в области, например, физиологии. Это очень важный проект, продолжающий то, что делали мы», — отмечает астронавт Альфред Уорден.
На авиасалоне встречи идут одна за другой, но важные решения в Китае принимают не в спешке, а в гармонии и спокойствии. Например, во время чайной церемонии — тысячелетняя традиция. Иногда переговорщикам приходиться ждать не меньше часа перед тем, как удастся сделать первый глоток.
Впрочем, хорошо обдумать — не значит затягивать — CR929 должен взлететь уже через семь лет.