Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 января 2019, 21:06

Сергей Лавров ответил на вопросы российских и зарубежных журналистов

С Россией нельзя общаться как со страной, которая всем должна, а ей никто ничего не должен. Такое жесткое заявление прозвучало сегодня в Москве на традиционной большой пресс-конференции главы российской дипломатии. Сергей Лавров больше двух часов отвечал на самые острые вопросы из международной повестки: от стартовавших на днях переговоров с Токио до истории Пола Уилана, задержанного по подозрению в шпионаже. 

Рост конфликтного потенциала в мире, по словам Сергея Лаврова, во многом обусловлен западной концепцией — т.н. «порядок, основанный на правилах», где правила принимаются под влиянием политической конъюнктуры, а порядок навязывается, нередко — с позиции силы.

Один из последних примеров — попытка США продавить свои условия на недавних российско-американских консультациях по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. Позиция Москвы: ракета 9М729 летит не дальше допустимых 500 км. Не верите – приезжайте и осмотрите ее сами. Не хотят.

«Соединенные Штаты приехали с заготовленной позицией, которая заключалась в ультиматуме и состояла в требованиях нам под американским надзором уничтожить эту ракету, ее пусковые установки и все связанное с ней оборудование. Наши вопросы о том, почему американцы не хотят ознакомиться с нашими предложениями, почему они не хотят ознакомиться с конкретными параметрами, вживую с параметрами этой ракеты, остались не услышанными. И логика всех американских подходов, которые вчера прозвучали, заключалась только в одном: вы нарушаете договор, а мы его не нарушаем. Поэтому вы, Россия, обязаны сделать то, что мы от вас требуем, а мы ничего делать не должны», — пояснил Сергей Лавров.

Кажется, язык ультиматумов так прочно вошел в дипломатический протокол, что даже обычно спокойные японцы не скрывают волнения. После начала переговоров о мирном договоре между странами репортеров из Токио волнует контекст: что именно имел в виду глава российской дипломатии, говоря о том, что Япония должна признать итоги Второй мировой?

«Признание итогов Второй мировой войны – это не ультиматум, это не предварительные условия. Это неизбежный и неотъемлемый фактор современной международной системы. Япония при поддержке Советского Союза в 1956 году стала членом Организации Объединенных Наций, подписала и ратифицировала Устав ООН, в котором есть статья 107, гласящая, что все результаты Второй мировой войны незыблемы. Поэтому мы, собственно, ничего не требует от Японии, просто призываем привести практические действия японских наших соседей в соответствии с их обязательствами по Уставу ООН, по Сан-Францистской декларации, по целому ряд других документов. Это просто стремление понять, почему Япония – единственная страна в мире, которая не может сказать: «Я признаю итоги Второй мировой войны в полном объеме», — подчеркнул глава российского МИД.

Еще один вопрос о российско-американских отношениях. Так называемое «российское досье», расследование прокурора Мюллера. В Москве дипломаты из США свободно общаются с россиянами, которым даже въезд в Америку запрещен. А в Штатах бывшего советника Трампа, Майкла Флинна, судят за телефонный разговор с российским послом Сергеем Кисляком. Звучит абсурдно.

«Я с интересом читал, в чем его конкретно обвиняют. Обвиняет его прокурор Мюллер в двух вещах. Первое, что он позвонил до того, как президент Трамп вступил в свои полномочия, он позвонил послу Российской Федерации Сергею Кисляку и попросил не отвечать взаимностью на те санкции, которые в последние дни своего президентства ввел президент Обама в отношении Российской Федерации. Призвал нас не идти по пути эскалации конфронтации. И что, это плохо? Это противоречит интересам американского народа? И второе, как я понимаю, обвинение Флинна заключалось в том, что он просил также посла Кисляка воздействовать на позицию Москвы в отношении резолюции, которая в то время обсуждалась в Совете безопасности ООН и которая призывала Израиль прекратить создание новых поселений на оккупированных территориях. Он призвал российскую сторону, по сути дела, отстоять ту позицию, которую Соединенные Штаты 10-летиями продвигали в ООН. Вот два обвинения в адрес этого человека. Не знаю, какой срок ему будет присужден, но абсурдность ситуации для меня очевидна», — отметил Лавров.

Спрашивали у Лаврова и о сирийской проблеме. Россия и Турция продолжат совместную работу по деэскалации конфликта в арабской республике. Что же касается вывода американских войск из Сирии, то, как отметил глава нашего МИДа, во-первых, его еще надо дождаться, а во-вторых, на освобожденных от фактической оккупации территориях свой контроль должен установить официальный Дамаск. 

Журналистка немецкого телеканала присутствующих удивила: сначала оговорка по Фрейду, а потом, прямо скажем, не самый насущный для жителей Германии вопрос – о перспективах Союзного государства России и Белоруссии.

«Я просто удивляюсь той шумихе, которая вокруг этой темы раздута. Мы говорили с нашими белорусскими коллегами в ходе последних контактов наших президентов, а их было три, о тех положениях союзного договора, которые, в отличие от общей конституции, общего парламента, общего суда касаются предельно конкретных практических вещей в сфере экономики. Мы просим наших белорусских коллег, учитывая их заинтересованность в целом ряде вопросов, которые связаны с определением экономической, денежной, кредитной, налоговой политики, потом посмотреть, как мы можем сблизиться в вопросах, решение которых предполагалось еще двадцать лет назад в Союзном договоре и которые напрямую касаются тех вещей, которые Беларусь хочет решить, в том числе по итогам так называемого налогового маневра и по ряду других вопросов. Я очень надеюсь, что здесь возобладает прагматизм, а не попытки искать в этой абсолютно рабочей ситуации какие-то геополитические замыслы», – отметил Лавров.

Тайных смыслов не стоит искать и в истории Пола Уилана, задержанного в Москве по подозрению в шпионаже. К обладателю четырех паспортов, подданному, в том числе ее Величества, все еще не допустили представителей короны. По словам Лаврова, процесс организации допуска затянулся, потому что британская сторона не воспользовалась двусторонней консульской конвенцией, действующей между странами. Возможно, намеренно, чтобы в зеркальной ситуации юридически затруднить доступ российских дипломатов к Скрипалям.

«Заверяю вас, что информация о том, что происходит с Уиланом, неизмеримо больше, чем информации о том, где находится Сергей и Юлия Скрипаль. Это вообще уже ни в какие ворота не лезет, извините за непарламентское выражение, когда скоро будет год, как не то, что нам не дают доступа в ответ на наши многочисленные обращения, их вообще не показывают и не сообщают, где они находятся. Так что оснований для того, чтобы еще раз усомниться в действиях британского правосудия у нас больше, чем достаточно. Но мы за то, чтобы все эти вопросы решать. Естественно, через диалог и на основе учета взаимных интересов. Обращаться с Российской Федерацией, как со страной, которой никто ничего не должен, но которая всем все должна, как мы порой наблюдали в поведении некоторых наших западных коллег, непозволительно», – сказал министр.

А в чем практический интерес России в возможных сценариях Брекзита? На какой из них рассчитывает Москва?

«Это дело Великобритании, дело ее граждан, подданных, дело парламента Великобритании. Хотя постоянно кто-то говорит и пишет, что Россия потирает руки и злорадствует. Ничего подобного. Мы всегда говорили, задолго до того, как идея Брезита обрела какие-то очертания, что в наших интересах единый, сильный и, главное, самостоятельный Евросоюз», – подчеркнул Лавров.

О чем точно можно сказать уже сейчас, отметил Лавров, Россия заинтересована в укреплении контактов, как с Евросоюзом, так и с Британией, чем бы ни закончились переговоры по Брекзиту.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей