Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 февраля 2019, 21:27

В Подмосковье задержаны сотрудники ГИБДД, которые превратили экзамены в криминальный бизнес

В России ежегодно происходят более 150 тысяч аварий, только в 2018 году на дорогах погибли 16,5 тысяч человек. Причины ДТП разные, но есть одна, которая объединяет многие из них — водители не знают правил и не проходили обучение.

Особо опасно, когда права покупают таксисты, которым люди доверяют свои жизни. В Подмосковье задержаны трое сотрудников ГИБДД, которые незаконно выдавали водительские удостоверения. Как считает следствие, за денежное вознаграждение, как минимум, 160 человек получили права, не сдавая экзамены.

Теперь на вопрос «ты где права покупал?» по крайней мере 167 водителей могут ответить: «Вот эта улица, вот этот дом». Именно здесь, по мнению следователей, за денежное вознаграждение или по указанию вышестоящего руководства сотрудники Госавтоинспекции выдавали водительские удостоверения фактически без экзаменов.

Нет, экзамены-то конечно были. Только отвечали на вопросы трое сотрудников Госавтоинспекции. Уже после они приглашают в класс будущих водителей, их задача просто посидеть за компьютерами — не обязательно лицом к монитору, чтобы потом, получив права, сесть за руль. Теперь полицейские сидят под домашним арестом. Водительские удостоверения будут аннулированы.

Из тех, кто пытался получить таким образом права, были и иностранцы, отмечают следователи. Для приезжих чаще водительское удостоверение российского образца — это работа. И прежде всего в такси. Устроиться просто. Достаточно иметь права, никто и не будет проверять, как ты водишь.

«Данные по ОСАГО показывают, что такси попадают в три раза чаще в дорожно-транспортные происшествия, чем автомобили при личном использовании», — отмечает вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар.

Нет специального разрешения — штраф до пяти тысяч рублей. Заплатил и снова за руль. Агрегаторы, то есть представители IT-компаний, по закону ответственности не несут — водители на них не работают, автомобили им не принадлежат.

«Все возможные осмотры, медосмотры, они ведь по сути ничего не дают. Ты прошел медосмотр, тебе никто не мешает через 10 минут заехать за угол, принять и поехать дальше. А здесь исключительно работа непосредственно с водителем, очень много людей, которых мы бракуем, они уже даже в соцсетях ведут себя неадекватно», — рассказывает директор сервиса заказа такси Максим Шушарин.

Проверка состояния водителя по соцсетям. Такой вот отбор. Таксист за рулем по 15-18 часов в сутки. Из своего кармана платит и за бензин, и за аренду автомобиля, и все тем же агрегаторам.

С их появлением система вызова такси упростилась до пары кликов. Но в реальности схема стала слишком запутанной. Клиент, вызвав такси, обращается к IT-компании, она же собирает деньги. Дальше — посредник по подключению юридических лиц, так называемый «подключашка», получает свою долю и связывает агрегатор с фирмой по перевозке, у которой есть лицензия, но нет машин — автомобили берут в аренду. Дальше еще один посредник, который подключает к системе уже водителя. В общем, концов не сыщешь.

Елена Гращенко в 2017 году так вызвала такси и попала в ДТП. За рулем оказался наркоман.

«Когда начала предъявлять претензию этой компании и требовать возмещения ущерба по текущему закону о правах потребителя, в компании мне отказали, сославшись, что на самом деле они являются не такси, а IT-компанией. А то, что назвались такси, ну это просто так назвали компанию», — рассказывает пострадавшая.

Елена судится до сих пор. И помогает другим. Ведь вопрос безопасности в такси авариями на дорогах не ограничивается. Водитель всю дорогу требовал заплатить сверху 200 рублей, говорит Мария. А их с собой просто не было.

«Он мне говорит: «Ладно, давай мы с тобой договариваемся так, завтра ты мне на номер телефона переводишь 200 рублей. Если ты мне не переводишь, я знаю, где ты живешь. Я приеду и заберу, и 200, может, еще и больше», — рассказывает Мария Деева.

В итоге таксист высадил, не доехав до конечной точки двух километров. Пожаловалась. Водителя обещали отключить от системы, но адрес-то, говорит, знает. А от поведения таксиста уж точно не застраховаться.

- А вы застрахованы?

- Ну, конечно!

- А пассажир?

- Пассажир? Ну как пассажир может быть застрахован? Ну...

В общем, судя по молчаливому ответу, вопрос, видимо, философский. На деле никто не застрахован. Такси — единственный такой вид общественного транспорта. Дело в том, что в 2013 году, когда вступил в силу закон об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, такси исключили из списка, поскольку на тот момент не было должного регулирования такого вида перевозок. И, конечно, это нужно менять после принятия закона о такси. Законопроект — в Госдуме.

«Мы вышли с предложением, чтобы в закон внесли обязательный трудовой договор с агрегатором. Потому что у агрегатора есть все признаки трудовых отношений: он назначает ценовую политику, он назначает правила работы, агрегатор наказывает водителя», — поясняет член общественного совета Минтранса России Андрей Попков.

В этом случае агрегаторы, рекламирующие такси на каждом шагу, станут работодателями и, по закону, будут нести ответственность как перед пассажирами, так и перед таксистами, и вероятно, станут тщательнее относиться к отбору водителей. А техосмотр и медосмотр перед выходом на линию в этому случае не будут считать лишним.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей