В Москве простились с выдающимся режиссером Марленом Хуциевым
В Москве простились с Марленом Хуциевым. Режиссер народных фильмов. В условиях цензуры и давления он создавал картины, которые стали ориентирами для нескольких поколений. Каждый фильм великого мастера — символ времени, пример свободы и творческого бесстрашия.
У Дома кино сегодня много людей, чья юность пришлась на шестидесятые. Это про них снимал свои фильмы Марлен Хуциев. Это они мечтали и надеялись, любили и расставались, верили и разочаровывались. Поколение «оттепели» прощается со своим летописцем.
Он снял очень мало, к себе был требователен, и каждая картина давалась Хуциеву тяжело.
«Для меня Хуциев — это адский перфекционизм. Я знаю, как он снимал. Об этом легенды ходили. Великий человек», — сказала заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова.
У гроба почетный караул в знак признания особых заслуг перед Отечеством. Сегодня сюда, в Дом кино, пришли коллеги и друзья, с которыми работал, актеры, которые у него снимались. Авторитет Хуциева для непререкаем — ни одного фальшивого кадра, сцены или поступка за долгую жизнь. Пусть и менялись времена, идеология, и даже название страны.
«Уход Марлена Мартыновича — это величайшая утрата, я считаю, мирового кинематографа. Это святой человек в кинематографе, святой», — сказал народный артист РФ Александр Панкратов-Черный.
«Каждый фильм Марлена Мартыновича был каким-то таким знаковым событием для всего поколения: и моего, и моложе, и старше. Это был удивительно эрудированный, умный, тонкой души человек. Нам не просто его не будет хватать – нам некем его заменить», — говорит народный артист РФ Валерий Баринов.
«Меня поразил его удивительный оптимизм, искорки в глазах, абсолютно непосредственные реакции и безумная доброта», — сказал народный артист РФ Борис Щербаков.
У каждого из его фильмов непростая судьба — их сокращали, ограничивали в прокате, некоторые годами лежали на полке, но Хуциев оставался верен себе и своим принципам.
«Он человек был естественный, бесконечно мудрый и невероятно мужественный, никогда не поддавался никакому унынию. Он прожил очень трудную жизнь, каждая его картина проходила через препятствия, запреты, но он никогда не поддавался унынию и добивался своего», — сказал режиссер, народный артист РФ Александр Прошкин.
Марлен — Маркс и Ленин — это «идеологическое» имя не уберегло Хуциева от партийной критики. Сам Никита Хрущев ругал его «Заставу Ильича», обвинял в непонимании политической ситуации и даже в вычурности и формализме. Из-за этого фильм пересняли, перемонтировали, переименовали, а потом и вовсе убрали с глаз долой на долгие 20 лет. Но время все расставило по своим местам — фильмы Хуциева живы и любимы до сих пор.
Последние минуты прощания. Здесь, в Доме кино, он проработал много лет, в этом городе, на этих улицах он снял самые проникновенные фильмы.