Благодаря профессионализму экипажа А321 и их слаженным действиям удалось избежать трагедии
Всех пассажиров, которые доверили им свои жизни, спасли командир Дамир Юсупов, который в авиации менее десяти лет, и сидевший в кресле второго пилота совсем молодой 23-летний Георгий Мурзин. И их бригада бортпроводников. Рейс Москва-Симферополь — в их еще очень свежих воспоминаниях, и переживаниях родных и близких.
На его лице — абсолютное спокойствие. И трудно представить, что еще утром этот человек был на волосок от гибели и сумел спасти жизни свою и еще 230 человек. Быть может, эта невозмутимость и помогла ему принять правильное решение, когда счет пошел на секунды. О том, как это было, командир корабля Дамир Юсупов рассказывает так же спокойно, будто это отчет о самом обычном полете.
«После взлета появилась неустойчивая работа двигателей. Сначала левого, потом правого. Мы отрабатываем на тренажере. Я сначала подумал, что отказ только одного двигателя. Правый работал. Думал, сейчас обработаем отказ, развернемся, выполним посадку на этом же аэродроме», — рассказывает Дамир Юсупов.
По словам командира, во время короткого полета ему несколько раз пришлось менять решение. Когда двигатель забарахлил, он не догадывался, что времени настолько мало. А потом все действия были подчинены только одному — спасению пассажиров.
«Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда стало неизбежно, как можно мягче посадить самолет», — говорит пилот.
А сразу после посадки, как только ясно, что все позади, Дамир позвонил жене, которая ждала его в Екатеринбурге. Сегодня после рейса он должен был прилететь домой.
«Любимая, привет, все хорошо, все живы». Я говорю: что случилось? Он говорит: птица в двигатель попала, сели в поле. Конечно, успокоил, чтобы не волновались», — рассказывает жена Дамира Юсупова Наталья.
Безошибочные действия пилота лучше любых слов говорят о его опыте и мастерстве, а ведь за штурвалом Дамир Юсупов не так уж давно. Ему 41, но в авиацию он пришел всего восемь лет назад. Хотя о небе мечтал с детства. После школы не прошел медкомиссию, стал юристом, работал, но потом решил изменить судьбу и поступил-таки в летное училище. Он шел по стопам отца, который всю жизнь был пилотом вертолета, и сегодня как никто понимает своего сына.
Если бы после посадки спасенные пассажиры увидели пилотов, то наверняка бросились бы качать их на руках. Но аплодисменты, которые часто можно услышать после посадки, в этот раз точно звучали по-особенному и были адресованы всему экипажу.
Видно, что стюардесса в эту минуту едва сдерживает слезы. Но эти эмоции нахлынули после того, как бортпроводники сделали свою работу — в считанные минуты провели эвакуацию заполненного самолета.
Но каждый знает, как это трудно — сохранять спокойствие, когда дорога каждая секунда, а смертельная опасность никуда не исчезла, ведь самолет садился с полными баками, и горючее могло полыхнуть. Но родные старшего бортпроводника Дмитрия Ивлицкого знают: он не пошел бы на эту работу, если бы не умел справиться с волнением.
«Дима хороший, он стрессоустойчивый мальчик, за него всегда были покойны, что в стрессовых ситуациях он всегда делал все правильно», — рассказывает Ольга Шелепова, сестра старшего бортпроводника.
Свою работу выполнил на отлично каждый из бортпроводников – Дмитрий Гончаренко, Алия Слякаева, Яна Ягодина, Надежда Вершинина. И, конечно, второй пилот. Георгий Мурзин еще молод – ему всего 23, но оказавшись в кабине лайнера, теряющего высоту, сумел сделать все, что было необходимо, чтобы короткий полет назвали чудом над Жуковским.