Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 августа 2019, 21:26

Эксперты выясняют, откуда могли появиться чайки вдоль взлетной полосы в Жуковском

Пилотов, конечно, готовят на земле к самым разным нештатным ситуациям. Но одно дело — пусть даже не один раз прослушать теорию и сдать экзамен на тренажере. Или пролистать лишний раз инструкцию перед взлетом. И совсем другое — сделать те самые единственно правильные движения руками, когда опасная встреча с птицами уже произошла.

В авиации это называется посадка перед собой. Крайний вариант, даже для легкого кукурузника и уж тем более для пассажирского лайнера. Вариант, которого любой пилот старается избежать. Конечно, еще будет расследование, но уже сейчас очевидно, что у экипажа не было запаса по высоте и возможности маневрировать — иначе бы летчики попытались бы вернуться в аэропорт, потому что кукурузное поле — последнее место для посадки.

На раздумье секунды — один двигатель отказал сразу, другой работал с перебоями, эксперты уверены: испытывать судьбу и дожидаться полной потери тяги в такой ситуации экипаж не мог, это означало бы гарантированную катастрофу.

«Чтобы избежать этого, командир корабля принял решение сажать, как это на авиационном сленге звучит, на брюхо самолет, и это очень грамотное было решение, без шасси. Почему? Потому что, когда происходит посадка с шасси, большая опасность сильного разрушения конструкций самолета, которая ведет к разрушению топливных баков и утечке авиатоплива, которое воспламеняется», — поясняет заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

Если вообще можно говорить о везении, то кукурузное поле прямо по курсу — как раз из этой серии. Благополучную посадку многие уже назвали чудом, и тут не поспоришь — птица в двигателе на взлете — не просто опасная ситуация. Пожалуй, самый известный случай почти такого же чудесного спасения — история рейса US Airways — в 2009-м экипаж аэробуса остался без тяги сразу после вылета из Нью-Йорка.

В отличие от рейса «Уральских авиалиний» американский самолет столкнулся с птицами позже, успев набрать высоту почти в тысячу метров, и все равно этого не хватило, чтобы вернуться в аэропорт — лайнер сел на Гудзон. Никто из пассажиров не погиб, а вот, что произошло с двигателями, стало ясно во время расследования — лопатки компрессора сломаны, и если бы двигатель не отключили, могли бы разнести и крыло, и фюзеляж.

В Америке самолет чуть не погубила стая казарок, у нас виноваты чайки. Вопрос, откуда они здесь? Рядом река, а в нескольких километрах от аэропорта — озеро, прямо по курсу взлета. Местные жители грешат и на свалку у деревни Глушица — птицы любят такие места.

«Чайки всегда там были, потому что это Москва-река и рядом свалка, поэтому птицы всегда здесь жили», — рассказывает местный житель Владимир Орешкин.

Впрочем, районные власти утверждают: ближайший полигон закрыт и сейчас рекультивируется. Но знают ли об этом чайки? Правда, у орнитологов есть и другая версия — птицы могли прилететь издалека. Во-первых, сейчас сезон миграции, а во вторых, мало ли, в конце концов, помоек.

«Я не исключаю, что как раз вот эта взлетная полоса «Жуковского» оказалась на их пути от одной из свалок московских, в частности, может быть Тимоховская свалка, к Москве-реке. То есть они летали на водопой, летали купаться, но и могли просто вот в таком месте остановиться на отдых», — поясняет орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Виктор Зубакин.

С другой стороны, чайки ведь не самоубийцы, и наверняка боятся шума огромного самолета.

«Они его, безусловно, слышат, они его, безусловно, видят, но они не приучены, не привыкли к таким большим скоростям. Все-таки самолет взлетает на достаточно большой скорости и чайки могут просто не успевать увернуться», — отмечает Виктор Зубакин.

Эта неспособность чаек резко маневрировать чуть не стоила многих жизней. Лишь благодаря действиям экипажа рейс не закончился трагедией. Пассажиры теперь называют летчиков героями, эксперты, не склонные к эмоциям, говорят о них, как о профессионалах с большой буквы.

«Оценили обстановку, приняли решение, самое главное — это решение выполнили на оценку 5. Сесть без двигателя, без системы автоматического штурвального управления, без помощи компьютера, произвести посадку с выключенными двигателями и благополучно так, что самолет практически целый и пассажиры все живы и здоровы. Это большой праздник, подарок для всех летчиков и настоящих, и бывших, и будущих ко Дню авиации 18 августа. У нас день авиации, эти парни сработали вот так(показывает пальцы вверх)», — отмечает заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Пилоты А-321-го сегодня герои дня не только для спасенных пассажиров — они в заголовках всех мировых новостей.

The Telegraph: «Россия чествует героического пилота, посадившего самолет после столкновения со стаей птиц».

The Washington Post: «Пилот объявлен героем после атаки птиц на самолет».

Mirror: «Пилот-герой аварийно сажает самолет в кукурузное поле после столкновения с птицами».

Конечно, летчиков готовят к самым разным отказам техники, но одно дело — симулятор, совсем другое — принимать решение в воздухе, когда за спиной две с лишним сотни пассажиров, а самолет практически падает. Само собой, впереди расследование, которое должно ответить на вопрос, почему, например, специальное отпугивающее устройство в Жуковском не испугало в этот раз чаек. Хотя, предположения у экспертов есть.

«Чайка, как и все другие птицы, быстро привыкает к отпугивающим мерам, звукам, они различают эту, простите, халтуру, подмену натурального крика хищников от записей, и так далее. Одним словом, они тоже идут в ногу с техникой», — считает пилот 1–го класса, вице-президент Межгосударственной федерации профсоюза летного состава гражданской авиации России Альфред Малиновский.

Есть еще и вопрос — что там на самом деле со свалками и их обитателями, но это все потом. А сегодняшний день в любом случае войдет в историю авиации как настоящее чудо, которое сотворил экипаж рейса 178 Москва-Симферополь.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей