Эксперты выясняют, откуда могли появиться чайки вдоль взлетной полосы в Жуковском
Пилотов, конечно, готовят на земле к самым разным нештатным ситуациям. Но одно дело — пусть даже не один раз прослушать теорию и сдать экзамен на тренажере. Или пролистать лишний раз инструкцию перед взлетом. И совсем другое — сделать те самые единственно правильные движения руками, когда опасная встреча с птицами уже произошла.
В авиации это называется посадка перед собой. Крайний вариант, даже для легкого кукурузника и уж тем более для пассажирского лайнера. Вариант, которого любой пилот старается избежать. Конечно, еще будет расследование, но уже сейчас очевидно, что у экипажа не было запаса по высоте и возможности маневрировать — иначе бы летчики попытались бы вернуться в аэропорт, потому что кукурузное поле — последнее место для посадки.
На раздумье секунды — один двигатель отказал сразу, другой работал с перебоями, эксперты уверены: испытывать судьбу и дожидаться полной потери тяги в такой ситуации экипаж не мог, это означало бы гарантированную катастрофу.
«Чтобы избежать этого, командир корабля принял решение сажать, как это на авиационном сленге звучит, на брюхо самолет, и это очень грамотное было решение, без шасси. Почему? Потому что, когда происходит посадка с шасси, большая опасность сильного разрушения конструкций самолета, которая ведет к разрушению топливных баков и утечке авиатоплива, которое воспламеняется», — поясняет заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
Если вообще можно говорить о везении, то кукурузное поле прямо по курсу — как раз из этой серии. Благополучную посадку многие уже назвали чудом, и тут не поспоришь — птица в двигателе на взлете — не просто опасная ситуация. Пожалуй, самый известный случай почти такого же чудесного спасения — история рейса US Airways — в 2009-м экипаж аэробуса остался без тяги сразу после вылета из Нью-Йорка.
В отличие от рейса «Уральских авиалиний» американский самолет столкнулся с птицами позже, успев набрать высоту почти в тысячу метров, и все равно этого не хватило, чтобы вернуться в аэропорт — лайнер сел на Гудзон. Никто из пассажиров не погиб, а вот, что произошло с двигателями, стало ясно во время расследования — лопатки компрессора сломаны, и если бы двигатель не отключили, могли бы разнести и крыло, и фюзеляж.
В Америке самолет чуть не погубила стая казарок, у нас виноваты чайки. Вопрос, откуда они здесь? Рядом река, а в нескольких километрах от аэропорта — озеро, прямо по курсу взлета. Местные жители грешат и на свалку у деревни Глушица — птицы любят такие места.
«Чайки всегда там были, потому что это Москва-река и рядом свалка, поэтому птицы всегда здесь жили», — рассказывает местный житель Владимир Орешкин.
Впрочем, районные власти утверждают: ближайший полигон закрыт и сейчас рекультивируется. Но знают ли об этом чайки? Правда, у орнитологов есть и другая версия — птицы могли прилететь издалека. Во-первых, сейчас сезон миграции, а во вторых, мало ли, в конце концов, помоек.
«Я не исключаю, что как раз вот эта взлетная полоса «Жуковского» оказалась на их пути от одной из свалок московских, в частности, может быть Тимоховская свалка, к Москве-реке. То есть они летали на водопой, летали купаться, но и могли просто вот в таком месте остановиться на отдых», — поясняет орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН Виктор Зубакин.
С другой стороны, чайки ведь не самоубийцы, и наверняка боятся шума огромного самолета.
«Они его, безусловно, слышат, они его, безусловно, видят, но они не приучены, не привыкли к таким большим скоростям. Все-таки самолет взлетает на достаточно большой скорости и чайки могут просто не успевать увернуться», — отмечает Виктор Зубакин.
Эта неспособность чаек резко маневрировать чуть не стоила многих жизней. Лишь благодаря действиям экипажа рейс не закончился трагедией. Пассажиры теперь называют летчиков героями, эксперты, не склонные к эмоциям, говорят о них, как о профессионалах с большой буквы.
«Оценили обстановку, приняли решение, самое главное — это решение выполнили на оценку 5. Сесть без двигателя, без системы автоматического штурвального управления, без помощи компьютера, произвести посадку с выключенными двигателями и благополучно так, что самолет практически целый и пассажиры все живы и здоровы. Это большой праздник, подарок для всех летчиков и настоящих, и бывших, и будущих ко Дню авиации 18 августа. У нас день авиации, эти парни сработали вот так(показывает пальцы вверх)», — отмечает заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Пилоты А-321-го сегодня герои дня не только для спасенных пассажиров — они в заголовках всех мировых новостей.
The Telegraph: «Россия чествует героического пилота, посадившего самолет после столкновения со стаей птиц».
The Washington Post: «Пилот объявлен героем после атаки птиц на самолет».
Mirror: «Пилот-герой аварийно сажает самолет в кукурузное поле после столкновения с птицами».
Конечно, летчиков готовят к самым разным отказам техники, но одно дело — симулятор, совсем другое — принимать решение в воздухе, когда за спиной две с лишним сотни пассажиров, а самолет практически падает. Само собой, впереди расследование, которое должно ответить на вопрос, почему, например, специальное отпугивающее устройство в Жуковском не испугало в этот раз чаек. Хотя, предположения у экспертов есть.
«Чайка, как и все другие птицы, быстро привыкает к отпугивающим мерам, звукам, они различают эту, простите, халтуру, подмену натурального крика хищников от записей, и так далее. Одним словом, они тоже идут в ногу с техникой», — считает пилот 1–го класса, вице-президент Межгосударственной федерации профсоюза летного состава гражданской авиации России Альфред Малиновский.
Есть еще и вопрос — что там на самом деле со свалками и их обитателями, но это все потом. А сегодняшний день в любом случае войдет в историю авиации как настоящее чудо, которое сотворил экипаж рейса 178 Москва-Симферополь.