Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 октября 2019, 21:30

В «Сбербанке» считают человеческий фактор основной причиной утечки некоторых клиентских данных

«Сбербанк» обратился в правоохранительные органы по поводу утечки данных по кредитным картам клиентов. Таким образом банк подтвердил информацию о несанкционированном доступе к персональным сведениям. Спор сейчас идет о масштабах утечки.

Первоначальные новости об утечке данных о клиентах «Сбербанка» поразили масштабом цифр. В руки мошенников будто бы попала информация о 60 миллионах банковских карт, и теперь эти сведения пытаются продать через интернет. «Сбербанк» не стал отпираться и подтвердил утечку, правда, в гораздо меньшем объеме и заодно поспешил заверить клиентов — их деньгам ничего не угрожает:

«Средства на кредитных картах всех наших клиентов, включая тех, чьи данные попали в сеть, в безопасности. Учетные записи по кредитным картам не позволяют мошенникам что-либо украсть: там нет CVV-кодов карт, логинов и паролей от интернет-банка».

60 миллионов цифры явно завышенные, хотя бы потому что за всю историю «Сбербанк» выпустил всего 40 миллионов карт, и только 18 миллионов сейчас используются. Но хотя воровство денег клиентам и не угрожает, специалисты убеждены: если информация о клиентах попадет к преступникам, они постараются найти ей применение. Для аферистов, которые звонят людям и пытаются выведать у них коды и пароли, это настоящий клад. Ведь чем больше мошенники знают о клиенте, тем проще им втереться к нему в доверие.

«Когда вам позвонит якобы представитель банка и скажет: вот у вас на счету такой-то остаток, ваши фамилия-имя-отчество, ваши паспортные данные. И дальше, владея этой информацией, он может вас с полной уверенностью убедить, что вам звонит представитель банка, а не мошенник», — поясняет член экспертного совета Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Лифшиц.

Подобные аферы стали сейчас настоящим бедствием. И страдают от них клиенты самых разных банков. Сценарий, как правило, один и тот же — звонящий представляется банковским работником и сходу пытается огорошить новостью, мол, с вашей карты прямо сейчас кто-то ворует деньги, надо срочно действовать. Злая ирония в том, что эти слова чистая правда, но жертва чаще всего не догадывается, что преступник — на другом конце провода.

«Мужчина позвонил, голос такой представительный: «Любовь Николаевна? Вы сейчас совершали операцию по такой-то карте? Вот в данный момент с Вашей карты снимаются деньги». Я растерялась, испугалась, все это в голове начало крутиться», — рассказывает пострадавшая.

У этой женщины увели со счета 100 тысяч рублей, и ее история, как две капли воды, похожа на рассказы других пострадавших. Сегодня мошенники стали еще изворотливее, чем раньше. Виртуальные грабители применяют последние достижения IT-технологий и даже научились подделывать телефонные номера — жертва уверена, что получает звонок из банка. Сообщать пароли вслух тоже не обязательно, достаточно набрать их на клавиатуре или по просьбе звонящего установить приложение якобы для защиты от кражи денег. На самом деле аферисты после этого получат полный доступ к вашему телефону. И все же защититься от кражи можно, если не позволять преступникам сбить вас с толку.

«Клиенту, чтобы потерять деньги, нужно совершить самому какие-то шаги. И вот вопрос в том, как сделать так, чтобы эти шаги не совершать. А надо просто быть очень осмотрительным, и каждый звонок, каждое взаимодействие с внешним миром рассматривать через призму того, что это может быть потенциальное мошенничество», — подчеркивает генеральный директор компании Zecurion в сфере информационной безопасности Алексей Раевский.

Все банки без конца твердят клиентам — сообщать коды и пароли по телефону нельзя, банк никогда не запрашивает такие сведения. И стоит помнить основное правило — после сомнительного звонка лучше положить трубку и самому перезвонить в банк. Вы ничего не потеряете и главное — сохраните свои деньги.

В «Сбербанке» после утечки данных пообещали провести расследование — под подозрением сейчас ряд сотрудников — и усилить меры безопасности. Но клиентам все равно стоит быть осмотрительными, тем более что мошенники каждый день изобретают новые, все более изощренные способы обмана.

Читайте также: