Московской «скорой помощи» исполнилось 100 лет
Миллионы пациентов сегодня говорят спасибо врачам. Сделать это можно и прямо у НИИ имени Склифософского, там установили арт-объект, где есть специальные отсеки для писем.
Раннее утро. Бригада скорой медицинской помощи заступает на дежурство. Анестезиолог-реаниматолог Ринат Абдурахимов 6 лет на «скорой». Фельдшер Федор Федотов уже 18 лет. Проверить оборудование и медикаменты. Все отточено до мелочей.
Дальше дежурство. Не проходит и считанных минут – вызов. Каждый выезд особенный. С чем только не приходится сталкиваться за смену.
– Основные критерии «скорой помощи», почему она скорая, да, это время доезда. 5-10 минут, на самом деле, иногда они бывают решающими, – говорит Федор Федотов, фельдшер специализированной бригады анестезиологии и реанимации скорой медицинской помощи.
– Тяжелые травмы, сосудистые катастрофы, инфаркты, инсульты. Роды бывают. В этой машине, – делится Ринат Абдурахимов, врач анестезиолог-реаниматолог бригады скорой медицинской помощи.
На месте бригада «скорой» оказывается уже через восемь минут после вызова. Норматив доезда сегодня — 20. Но благодаря выстроенной в Москве системе реагирования на звонки пациентов бригада добирается в среднем за 12 минут.
– Логистика такова, что в городе на сегодня размещено 60 подстанций скорой медицинской помощи. Те места, где мы понимаем, что есть риск длительного прибытия к пациенту, там разворачиваем посты скорой, то есть бригада работает на расстоянии от подстанции, – рассказывает Николай Плавунов, главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова.
То, как устроена система вызова «скорой помощи», это отдельный мир. Если понятнее – матрица. Единый городской диспетчерский центр. Именно сюда поступают все звонки. Подсчитано, в среднем в Москве дозвониться сегодня можно за 4 секунды. На обработку звонка уходит около двух минут. Иногда дольше, зависит от случая. А уже после обращение направляется на подстанцию «скорой помощи» непосредственно медицинской бригаде. За одни сутки в столице в Москве совершается 12 тысяч выездов.
65 диспетчеров принимают звонки ежесекундно. Принципы, заложенные еще первым руководителем службы «скорой помощи» доктором медицинских наук Александром Сергеевичем Пучковым, остаются прежними. Быстрое и грамотное реагирование.
Так было раньше. Технологии меняются. Сегодня каждая бригада оснащена планшетами, подключенными к единой медицинской системе. Еще по пути к пациенту медики изучают данные электронной медкарты больного. Звонки самые разные. Кому-то нужна консультация. Кому-то срочная помощь. Диспетчеры еще и тонкие психологи.
– Если звонит мама, которая в панике, что с ее ребенком что-то случилось, ну это сразу слышно, потому что у нее голос совершенно другой, – рассказывает диспетчер Анастасия Кащенко.
Пока в диспетчерском центре продолжают принимать звонки, врачи на месте оказывают помощь. Глубокий порез руки. Обработка, перевязка, укол. Дальше в травмпункт. У медиков «скорой» есть возможность в режиме реального времени передать сведения о состоянии пациента в медучреждение.
После бригада уже спешит дальше. Работа на футбольном матче. Россия-Шотландия. Заступая на смену, врачи заранее не знают, где окажутся в любую минуту.
– Я не думаю, что какая-то ситуация может возникнуть внештатно, с которой мы не справимся. Волнения нет, – уверен Федор Федотов.
Уже после матча очередные вызовы. Работа без перерыва.
– Если человек пришел на «скорую», и он смог отработать там, я не знаю, первые три месяца. Либо человек остается и работает до конца, либо он уходит, но это не его. «Скорая помощь», мне кажется, какая-то такая маленькая вселенная, – считает Федор Федотов.
И в главным этой вселенной были и остаются здоровые и благодарные пациенты. Благодаря грамотным и оперативным действиям врачей полгода назад Шамиля Чупрыгина смогла предотвратить инсульт. Сегодня пришла еще раз сказать «спасибо»: «Спасибо нашей "скорой помощи", она действительно оказалась скорой. Не просто на словах, но и на деле».