В Москве простились с художественным руководителем театра «Современник» Галиной Борисовной Волчек
Потеря для российского искусства и боль в сердцах миллионов. 29 декабря, простились с Галиной Борисовной Волчек. Она сама говорила: Господь подарил ей чувство долга делать театр для людей. Ее сердце и душа в каждом спектакле «Современника». Галина Борисовна была больше, чем звезда театра и кино. Она притягивала к себе увлеченных, одаренных, влюбленных в искусство. Сегодня двери «Современника» были открыты для тех, кто хотел проститься и сказать спасибо за великий талант.
Сегодня в «Современнике» аншлаг. Как и всегда. Ее заслуга. Дают «Три сестры», ее любимая пьеса. И даже несмотря на то, что у каждого, кто любит «Современник», траур, артисты решили не отменять спектакль. Ведь она ненавидела отмены. Они вышли на сцену и играют, как учила их она. Играют, «катапультируя зрителей из кресла», играют «доказывая». Эти точные фразы — правила жизни Галины Волчек.
«Ну, чтобы представить Галину Борисовну, нужно посмотреть на это здание и понять, что она была такой же изящной, такой же необыкновенной, такой же стойкой, такой же воздушной, просто таких уже просто не бывает», — говорит мужчина.
«Мой первый приезд в Москву был в театр «Современник», ровно сутки на спектакль «Три товарища», который она поставила. После этого любовь к Москве, любовь к «Современнику» и мое полное погружение в это все. Она останется для меня очень сильным, стойким человеком, которая сделала очень много для развития театра», — рассказывает женщина.
Она ушла, забрав частичку нашего сердца, но оставив для нас свой дом. Свой «Современник». Именно она когда-то превратила небывалой красоты здание на Чистых прудах в знаковое для всей страны место и такое любимое для каждого, кто хоть раз бывал здесь. «Отдала себя в рабство театру», любила повторять Галина Волчек. И все ее чувства, натянутые как струны или звучащие мягко, словно объятия, зритель слышал.
«Когда меня не будет… Я верю в то, что, «Семья» назовите, или еще какое-то слово придумайте с названием «Современник», будет всегда существовать, я в это верю», — говорила Галина Волчек.
Само слово «Современник» будто бы стало частью ее судьбы и натуры. Она действительно была современной, и все что она делала, притягивало как магнитом в ее театр не только поколение, заставшее его основателя великого Олега Ефремова, но и совсем юных людей, родившихся уже в новую эпоху.
«Мы учимся в Театральной школе Олега Табакова, и Галина Борисовна проводила у нас мастер-классы. Конечно, встреча с ней было для нас что-то очень особенное», — говорит девушка.
«Мне нравятся ее спектакли о войне, мне нравится «Крутой маршрут». Потому что это то, что ей удалось донести спустя так много лет, и очень трогательно и по-настоящему рассказать эту правду, передать эту атмосферу», — рассказывает молодой человек.
Галина Волчек страстно хотела рассказывать об истории ХХ века и сама ею стала. «Современник» определил лицо оттепели, став направлением в искусстве.
«Она была полна жизни, надежд, мечтаний, мы очень благодарны за те часы, которые она провела с нами», — сказал народный артист РФ Владимир Машков.
«Умерла наша художественный руководитель, наш друг, учитель, наша «мама», наше сердце, нет, вот сердце не умрет, понимаете», — говорит народный артист РФ Сергей Гармаш.
В 29 лет Волчек поставила дебютный спектакль. «Двое на качелях». Ошеломительный успех! В репертуаре «Современника» был 30 лет. А недавно вновь вернулся на афиши театра, и снова полные залы!
«Говорить тяжело, она была для всех для нас путеводной звездой. Она была нашим примером, мы тянулись. Сейчас для всех она будет ангелом-хранителем», — говорит заслуженная артистка РФ Кристина Орбакайте.
Галина Борисовна говорила, что сыграла роли всех спектаклей, которые ставила, будь то «Обыкновенная история», «Вишневый сад» или ставшие абсолютным хитом и сменившие не одно поколение артистов «Три товарища».
«Галина Борисовна для нас для всех самый незаменимый человек на этом свете, это правда. Наш самый близкий родственник. Я думаю, в каждой семье театра. Это действительно настоящий член семьи», — говорит актер театра «Современник» Иван Стебунов.
«Есть люди, которые составляют интеллектуальную гордость России, вот она и была такой, интеллектуальной гордостью России», — говорит президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
Еще задолго до того как феминизм стал веянием моды, именно Галина Борисовна стала первой в стране и одной из единственных в мире женщиной на руководящей должности в театре. «Современник» Волчек — это вообще история о женщинах. Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Елена Яковлева, Чулпан Хаматова. Этих актрис тоже раскрыла она.
«Галина Борисовна — это человек, который создал меня. В моей жизни нет ни одного ответвления, ни одного отростка, в котором бы Галина Борисовна Волчек не принимала участие. Не понимаю как, но ей хватало времени, терпения, выслушивать нас, включая личное. Я пока не очень понимаю, что произошло, честно говоря», — признается народная артистка РФ Чулпан Хаматова.
20 театральных ролей и 30 — в кино. И второстепенных героев она оставила зрителю вне времени. Ее запомнят вот такой: отчаянно одинокой, как в «Осеннем марафоне», жесткой и сильной, как в «Короле Лире». Такой красивой и счастливой, как на поклонах после триумфальных гастролей на Бродвее, когда ее «Крутой маршрут» о женских лагерях и сталинских репрессиях навсегда переломил театральную историю.
«Галина, я Вас поздравляю, у Вас перебывал весь интеллектуальный Нью-Йорк». Артур Миллер, он для меня, конечно, невероятный, он сказал про «Крутой маршрут», что это лучшее, что он видел в театре вообще», — рассказывала Галина Волчек.
Мы запомним ее такой, стоящей в антракте у входа в зрительный зал, чтобы убедиться, что все места проданы и зрители приняли очередной спектакль. Такой, несмотря ни на что, верной театру, верной своим артистам и поклонникам, верной себе и своим принципам.
«Предательства я не прощаю, а ошибку — ну, конечно, прощаю. Ошибаются все, невозможно не ошибаться», — делилась режиссер.
И сегодня все мы скажем лишь одно. Мы никогда не предадим Вас, Галина Борисовна.
«Я счастливый человек, мне Бог дал радость заниматься тем, о чем я мечтала, чем я хотела; я не бегала из дома в дом, я родилась в этом театре и в нем живу всю жизнь. Счастливая, потому что у меня есть сын и я видела проявление его таланта. Счастливая, потому что Бог дал мне способность любить людей», — признавалась Галина Волчек.