Кино, театры, музеи: что и как смотреть будем после пандемии?
Вот сейчас за всем этим стрессом, за всеми этими напряжением и суетой важно не потерять главное, то, что делает нас нами, народом, нацией. Это культура. Хрупкая субстанция, но без нее все остальное — экономика, оборона, образование — не имеет смысла. Чему учить? Что защищать? Ради чего работать? Даже во время войны театры, концертные залы, библиотеки работали. Про премьеру Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде все знают. А сейчас? Коронавирус загнал всех по домам. Не работает, понятное дело, ничего. Представляете, что было бы, окажись в переполненном концертном зале, человек с COVID-19, пусть даже бессимптомный носитель. Но в итоге-то что? Что будет с культурой и с нами?
«Наталья Константиновна сейчас вот не торгует билетами, а сидит в качестве сторожа. Еще отвечает на телефонные звонки, потому что зрители постоянно звонят: когда вы откроетесь?» — рассказывает режиссер Николай Коляда.
Вопрос, который волнует всех, — когда откроются театры, кинозалы, музеи и как они будут работать? Правда, у Николая Коляды каждый день другой вопрос — где взять деньги на зарплату сотрудников театра? Их 65. Театр частный. Что заработали, то и получили. За время пандемии никого не уволил, благодаря зрителям: в соцсетях ежедневно просит помочь.
«Мне присылают пять рублей, 20, 50. Кто-то пришлет 50 тысяч рублей», — рассказывает режиссер Николай Коляда.
О проблеме частных театров режиссер рассказал на онлайн-конференции, которую провел Союз театральных деятелей.
«Об этом я напишу и в Минкультуры, и вообще выступление по этому поводу. Потому что негосударственные театры должны быть поддержаны, безусловно», — сказал председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.
Государственные получают поддержку финансовую. Да, это позволяет сохранить уникальные коллективы, как, например, Мариинского театра. Безусловно, что-то удается репетировать в домашних условиях. Но долго это продолжаться не может.
«Коллектив балета не может заниматься дома. Балерина должна быть у станка. Меня очень страшит затянувшаяся пауза и расставание с репетиционным процессом и выступлениями на любимой сцене. Может очень тяжело ударить по классу и потенциалу даже такой прославленной труппы, как труппа Мариинского балета. Это очень страшит. Я думаю, нам надо находить форму, компромисс», — говорит художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
И здесь не ясно, как соблюдать социальную дистанцию, скажем, в оркестре или как выступать хору. Вопросы, на которые пока нет ответа.
В Театре наций тоже домашние репетиции. Готовят новый спектакль. Когда во время репетиции уже на сцене в помощь режиссеру не только помощник и ассистент, но и санитарный врач.
«Безусловно, мы высчитываем вместе с санитарным врачом, мы очень активно работаем вместе. Даже соблюдая дистанцию среди зрителей, безусловно, на сцене не всегда это можно сделать. Или должны идти спектакли либо вновь поставленные, либо с ограничениями. Например, посадка зрителей в зрительном зале. Если это полтора метра, то это не через кресло, а через два. Таким образом, от 500 мест сейчас остается сто», — говорит художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов.
Слово «аншлаг», конечно, никуда не денется, но выглядеть он будет совсем по-другому. Так же и в кинотеатрах фраза «яблоку негде упасть», считай, в прошлом. По крайне мере пока. И сейчас вопрос даже не когда откроются кинозалы, а как они изменятся. При рассадке зрителей, например, в шахматном порядке будет ли выгодно работать прокатчикам? Пойдут ли зрители? И вообще все ли смогут себе позволить купить лишний билетик?
Сегодня, когда мы смотрим фильмы, невольно ловим себя на мысли: герои в кадре без масок и не соблюдают социальную дистанцию. Кинопроизводство тоже ждут серьезные изменения. Роспотребнадзор уже разработал рекомендации. Нет, актеры будут в кадре по-прежнему без масок и перчаток. Но за кадром обязательно с соблюдение всех мер предосторожности.
«В кадре не могут артисты находиться в масках и соблюдать социальную дистанцию. Это исключено. Массовка, персонажи, контактные сцены — без них кино не может обойтись. Это и экшен, и романтические истории. Ограниченное количество людей при съемках в интерьерах, павильонах. Если память не изменяет — при съемках в меблированном интерьере не более шести метров на человека», — сказал кинопродюсер Игорь Толстунов.
Крупные музеи сегодня прорабатывают навигацию посетителей, чтобы потоки не пересекались. Здесь более или менее понятно, как все будет работать — в день ограниченное число посетителей.
«Мы понимаем, что мы не сможем зарабатывать деньги, их будет несравненно меньше. Мы будем делать меньше выставок. Они будут идти у нас дольше, чтобы люди успели их посмотреть. У нас будет значительно меньше денег. Значительно меньше материальных возможностей. На первых порах, в этот год, будем стараться, как и все музеи мира, абсолютно исходя из собственных фондов, которые, к счастью для нас, очень богатые», — сказала директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.
Директор Пушкинского отмечает — это первый опыт закрытия всех музеев. Они и в войну работали. Потому этот период, безусловно, останется в истории искусства.
Театры же теперь будут начинаться не с вешалки, как прежде, а с социальной дистанции на входе, в зрительном зале и даже на сцене.