Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
19 июня 2020, 18:40

Претендент на звание города трудовой доблести: Иркутск


С титаническими усилиями Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Этот подвиг будет отмечен званием «Город трудовой доблести». Среди претендентов — Иркутск. В годы войны туда эвакуировали почти 30 заводов. Именно там выпускали бомбардировщики и танки, которые громили фашистов.

От Иркутска до линии фронта более пяти тысяч километров. Но война быстро докатилась сюда с десятками эвакуированных заводов и тысячами раненых бойцов. Так далеко, за Урал, везли самых безнадежных. Но удивительное дело — несмотря на тяжелую дальнюю дорогу, в Иркутске выживали 97% раненых.

«Именно в Иркутске была доказана возможность применения сфагнумов как перевязочного материала. Во-первых, потому что очищенный высушенный мох обладает огромной гигроскопичностью, во-вторых, он еще и хорошо дезинфицирует рану», — рассказывает заведующий филиалом «Солдаты Отечества» музея истории г. Иркутска Сергей Трофименко.

В первый же неделю войны на фронт добровольцами записались 10 тысяч иркутян. Здесь было сформировано несколько дивизий, которые в дни битвы за Москву в народе стали называть сибирскими. Одна из самых известных — под командованием будущего маршала Афанасия Белобородова. Это она остановила немцев у подмосковного Дедовска, а потом перешла от обороны в наступление и освободила Истру.

Пока крепкие сибирские мужики бились за Москву, в Иркутске к станкам на заводах и фабриках встали женщины и дети. Многие из них попали сюда из захваченных немцами регионов страны.

«Едем домой — налетел немец, начал строчить, а он так низко летел, что мы видели, как он смеется», — рассказывает ветеран труда Аарон Дворкинд.

Аарону Дворкинду было тогда 13 лет. Злорадную улыбку немецкого летчика он вспоминал потом у станка иркутского завода, где вытачивал детали для армейских огнеметов и минометов.

Зимой 1943 года на железнодорожную станцию Иркутска привезли партию колес для тяжелых, 120-миллиметровых минометов. Но ударил 40-градусный мороз, и вся техника встала. И тогда комсомольцы и подростки города выстроились в цепочку и катили колеса несколько километров через лед Ангары. Груз был доставлен в срок.

Вот тут, по этим рельсам, шла на фронт военная техника — танки, самолеты. А еще металл, патроны, тушенка — не американская, а которую делали здесь из монгольской говядины, а также теплые полушубки и обмундирование. 

Когда начали освобождать первые города и поселки, иркутяне узнали, что от многих их них остались руины. И тогда они начали отдавать свое личное имущество, даже мебель.

Все 28 заводов, которые перевели сюда из европейской части страны, остались в Иркутске. Некоторые работают до сих пор. Так, авиационный завод №39 в годы войны поставлял на фронт знаменитые пикирующие бомбардировщики Пе-2 и дальние бомбардировщики Ил-4, а сегодня здесь готовят к серийному производству перспективный гражданский лайнер МС-21. 

Вечный огонь в центре города на берегу Ангары. На стеле едва хватило места, чтобы написать имена горожан — героев Советского Союза и очень краткий список того, что Иркутск дал фронту.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей