Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
19 июля 2020, 21:53

Состоялся физический пуск реактора нового блока Ленинградской АЭС


Важный день для нашей энергетике — сегодня состоялся физический пуск реактора нового блока Ленинградской АЭС. В него начали загружать ядерное топливо. Оно — единственное, чего не хватало, чтобы комплекс начал вырабатывать электричество. Само собой, вывод на полную мощность наступит далеко не сразу. Нагрузку будут давать постепенно, чтобы убедиться — все работает штатно и безопасно. 

Сегодня, пожалуй, единственная возможность заглянуть в реактор. Ядерное топливо уже доставили, но внутрь еще не загрузили. Съемочная группа спускается на три этажа под землю. Неожиданно просят раздеться. Это первое помещение – санпропускник, сюда можно заходить только босиком. Корреспонденту выдали уже специальные тапочки. В шкафчике он должен оставить всю свою одежду. Уличная пыль может повлиять на физические процессы. А у атомщиков требования к безопасности строжайшие.

Перед входом в помещение реактора получают дозиметры. Перед бронированной дверью излучения нет. И вот он – реактор. Крышка открыта. Над шахтой — кран. У стены, в глубине зала — стержни с ядерным топливом.

Процесс загрузки топлива достаточно простой – кран должен захватить стержень с топливом и установить его прямо в отверстие реактора. Но на самом деле малейшее отклонение, вплоть до миллиметра, недопустимо. Так что работа эта занимает почти 40 минут. Вся операция проходит в автоматическом режиме. Оператор только наблюдает за действиями робота. Сначала в реактор опускается телекамера, нужно убедиться, что внутри все правильно, затем топливная кассета опускается в ячейку. Это только первый стержень, а всего их 163. Вся загрузка продлится около двух месяцев.

«Это большая трудовая победа, новый энергоблок – это блок, сооруженный по российскому дизайну, поколения "3+", с повышенными характеристиками безопасности. На 97% собран из российского оборудования», — отметил генеральный директор АО «Концерн «Росэнергоатом» Андрей Петров.

Водо-водяной энергетический реактор — сокращенно ВВЭР — это самый безопасный на сегодня реактор. У него усиленная оболочка – 2,5 метра бетона, — способная выдержать смерч, землетрясение и даже падение самолета. Но главное его отличие от реакторов старого типа – двойной, а не одинарный контур. То есть вода, нагреваемая реактором, находится внутри самого реактора и наружу не выводится, полностью изолирована от внешней среды. Ее тепло передается второму контуру через специальный парогенератор. А все системы производства электричества — турбина, элетрогенератор — находятся за бетонным бункером. Получаются две непересекающиеся водные системы.

Это уже второй новый энергоблок Ленинградской АЭС. И работать он может не 30, а 60 лет, с возможностью продления срока эксплуатации и до 80 лет.

«Надо просто представить, что у этого маленького реактора, который вы видите, потом будет мощность 1200 мегаватт. Она, кстати, на 20% мощнее тех реакторов, которые останавливаем уже. Они заслуженные наши ветераны», – сказал директор ЛАЭС Владимир Перегуда.

ВВЭР защищен даже от полного расплава. Под корпусом реактора размещена огромная шахта с так называемой ловушкой расплава. В эту емкость, в случае гипотетической аварии с расплавлением топлива, стечет радиоактивное вещество. Внутри ловушки особое вещество, его называют жертвенный материал, который гасит реакцию. Саму емкость при этом омывает холодная вода, которая остудит топливо. Ловушка работает без вмешательства человека, как и многие системы безопасности тут.

Съемочная группа находилась в нескольких метрах от стержней с ядерным топливом. Но дозиметр так и не изменил своих показателей.

Первый, пробный ток этот реактор выдаст в сеть уже в октябре. В промышленную эксплуатацию его примут в начале следующего года. Впереди у ленинградских атомщиков строительство еще двух энергоблоков нового поколения.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей