Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
29 июля 2020, 21:34

Русский музей в Петербурге показывает самые знаковые дары за все свои 125 лет

В Петербурге открылся масштабный выставочный проект «Художники и коллекционеры Русскому музею». Экспозиции абсолютно во всех музейных дворцах. За 125 лет существования его коллекция постоянно пополнялась картинами, скульптурами, разными предметами искусства. Их дарили коллекционеры, меценаты и сами художники. И в свой юбилейный год Русский музей таким образом благодарит за этот бесценный вклад, а нам дает возможность увидеть шедевры, которые уже давно стали достоянием всего мира.

Тревожная, густая мгла и свинцовые волны штормящего моря – эта выставка не случайно открывается работой Ивана Айвазовского. Ведь словно в его «Сотворении мира», с нуля началось и создание коллекции Русского музея. Император Николай Второй лично покупал гигантские полотна, будь то «Русалки» Маковского, «Вид Севастополя» кисти Верещагина или работы Серова.

«Это портрет отца Серова, композитора, и это дар Николая II. Это ранняя работа Серова, библейская, как вы видите, это дар Николая II», — показывает заместитель директор Государственного Русского музея Евгения Петрова.

С Серовым у царской семьи случился конфликт – не всем понравился портрет самодержца. Но даже после этого Николай Второй продолжил приобретать работы русского живописца, уже на выставках, после смерти художника.

«Император приобретает его работы и дарит их Русскому музею. Это означает, что император думал не столько о каких-то своих мелких обидах, а думал о крупном музее, который задумывался его отцом, создавался в том числе и им, и в этот музей он мечтал собрать произведения мощные, лучшие, отражающие вообще историю русского искусства, что и произошло», – говорит заместитель директор Государственного Русского музея Евгения Петрова

Крупнейшее собрание русского искусства, музей всегда и складывался из подаренных работ. Коллекцию иногда полностью составляли картины, приобретенные меценатами.

«На заседании совета заслушивали предложения дарителей, не все еще и брали, выбирали высочайшего качества», — сказал заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв. Государственного Русского музея Григорий Голдовский.

Многие картины – например, кисти Малевича – дары потомков мастера. Но есть и такие полотна, которые никогда бы не увидел зритель, если бы не коллекционеры, собиравшие живопись.

«Ахматова эту работу не любила. Более того, тогда эта картина называлась "Проститутка", видимо, это очень смущало, и она хотела от нее избавиться», — рассказала ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Алиса Любимова.

Тогда эту картину Владимира Лебедева приобрел известный ученый, инженер Борис Окунев. После смерти свою коллекцию он, как и многие собиратели, тоже завещал музею.

Сегодня на четырех площадках музея выставлено почти полторы тысячи работ. Такой полной палитры русской живописи, графики и скульптуры, говорят искусствоведы, еще никто никогда не видел.

«564 — это только имена дарителей. То есть Русский музей создавался всей Россией», — сказал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

В постреволюционный период фонды, конечно, пополняли через госзакупки. Но разве могли в ранние годы советской власти тратить деньги на уникальные иконы и церковную утварь XVI века. Только дарители помогли собрать по крупицам настоящие раритеты того времени.

«Надо отдать дань памяти мужеству людей, которые приносили, и сотрудников музея, которые принимали такие работы», –отметила заведующая отделом древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Соловьева.

Эту выставку не осмотреть и за несколько дней. Разные имена и школы. В залах Мраморного дворца – полотна XX века. Этажом ниже – работы наших современников. Их тоже Русский музей принимает в дар. Ведь то, что сегодня порой нам кажется странным и не понятным, через века, уверены искусствоведы, потомки могут оценить совсем по-другому. 

Читайте также: