Русский музей в Петербурге показывает самые знаковые дары за все свои 125 лет
В Петербурге открылся масштабный выставочный проект «Художники и коллекционеры Русскому музею». Экспозиции абсолютно во всех музейных дворцах. За 125 лет существования его коллекция постоянно пополнялась картинами, скульптурами, разными предметами искусства. Их дарили коллекционеры, меценаты и сами художники. И в свой юбилейный год Русский музей таким образом благодарит за этот бесценный вклад, а нам дает возможность увидеть шедевры, которые уже давно стали достоянием всего мира.
Тревожная, густая мгла и свинцовые волны штормящего моря – эта выставка не случайно открывается работой Ивана Айвазовского. Ведь словно в его «Сотворении мира», с нуля началось и создание коллекции Русского музея. Император Николай Второй лично покупал гигантские полотна, будь то «Русалки» Маковского, «Вид Севастополя» кисти Верещагина или работы Серова.
«Это портрет отца Серова, композитора, и это дар Николая II. Это ранняя работа Серова, библейская, как вы видите, это дар Николая II», — показывает заместитель директор Государственного Русского музея Евгения Петрова.
С Серовым у царской семьи случился конфликт – не всем понравился портрет самодержца. Но даже после этого Николай Второй продолжил приобретать работы русского живописца, уже на выставках, после смерти художника.
«Император приобретает его работы и дарит их Русскому музею. Это означает, что император думал не столько о каких-то своих мелких обидах, а думал о крупном музее, который задумывался его отцом, создавался в том числе и им, и в этот музей он мечтал собрать произведения мощные, лучшие, отражающие вообще историю русского искусства, что и произошло», – говорит заместитель директор Государственного Русского музея Евгения Петрова
Крупнейшее собрание русского искусства, музей всегда и складывался из подаренных работ. Коллекцию иногда полностью составляли картины, приобретенные меценатами.
«На заседании совета заслушивали предложения дарителей, не все еще и брали, выбирали высочайшего качества», — сказал заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв. Государственного Русского музея Григорий Голдовский.
Многие картины – например, кисти Малевича – дары потомков мастера. Но есть и такие полотна, которые никогда бы не увидел зритель, если бы не коллекционеры, собиравшие живопись.
«Ахматова эту работу не любила. Более того, тогда эта картина называлась "Проститутка", видимо, это очень смущало, и она хотела от нее избавиться», — рассказала ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Алиса Любимова.
Тогда эту картину Владимира Лебедева приобрел известный ученый, инженер Борис Окунев. После смерти свою коллекцию он, как и многие собиратели, тоже завещал музею.
Сегодня на четырех площадках музея выставлено почти полторы тысячи работ. Такой полной палитры русской живописи, графики и скульптуры, говорят искусствоведы, еще никто никогда не видел.
«564 — это только имена дарителей. То есть Русский музей создавался всей Россией», — сказал директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
В постреволюционный период фонды, конечно, пополняли через госзакупки. Но разве могли в ранние годы советской власти тратить деньги на уникальные иконы и церковную утварь XVI века. Только дарители помогли собрать по крупицам настоящие раритеты того времени.
«Надо отдать дань памяти мужеству людей, которые приносили, и сотрудников музея, которые принимали такие работы», –отметила заведующая отделом древнерусского искусства Государственного Русского музея Ирина Соловьева.
Эту выставку не осмотреть и за несколько дней. Разные имена и школы. В залах Мраморного дворца – полотна XX века. Этажом ниже – работы наших современников. Их тоже Русский музей принимает в дар. Ведь то, что сегодня порой нам кажется странным и не понятным, через века, уверены искусствоведы, потомки могут оценить совсем по-другому.