По всей России школы готовятся к 1 сентября
Обратный отсчет пошел: до первого сентября чуть больше недели. День знаний в год больших перемен. Урок коронавируса школы усвоили и теперь сами сдают экзамен. Задача — и научить, и сохранить здоровье. Поэтому дезинфекция — условие обязательное, за каждым классом закреплен свой, отдельный кабинет. А в начале дня будет так называемый «утренний фильтр»: сначала померить температуру, а уже потом «добро пожаловать».
Рядом с мелом дезинфектор. Безопасность — главный предмет. Ходить на дистанции друг от друга, мыть руки, знания получать в шахматном порядке. Новую рассадку репетируют в Московской области.
Директора школ перед 1 сентября волнуются, как перед экзаменом. Роспотребнадзор к началу учебного года выпустил список новых требований.
«В новом [режиме] и очень продуманном», — сказала директор гимназии №2 г. Новосибирска Ирина Михно.
Школьный ансамбль встретит учеников классическим репертуаром. В остальном школу и не узнать. В этой новой науке о безопасности даже своя терминология появилась — «кабинетная система». Если раньше дети ходили по классам, то теперь по классам пойдут учителя. И вот в это уравнение добавляется неизвестное — ступенчатое расписание. Звонков не будет. У каждого класса свое время начала учебного дня. Заходить дети будут с разных входов и с интервалом в 15 минут.
«И все последующее расписание будет привязано к началу учебному времени», — сказала директор 51-й школы г. Хабаровска Любовь Смольцаренко.
И в столовой. Кстати, сотрудники общепита — единственные, кого Роспотребнадзор обязал носить маски. Остальные — на усмотрение каждой отдельной школы. В условиях — дезинфицировать, проветривать и избегать скопления детей. А вот способ решения школы выбирают самостоятельно. И первый испытательный экзамен будет уже на входе — это «утренний фильтр».
«Мы должны провести термометрию, проветривание на каждое перемене с присутствием детей, сквозное проветривание каждое два часа без присутствия. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора, рециркуляторы воздуха должны работать непрерывно», — говорит директор школы №10 г. Пятигорска Надежда Орчакова.
Все это напряжение, чтобы у детей и взрослых был шанс на привычное обучение. Воспоминания о весеннем карантине еще свежи.
Бывает, конечно, и по-другому. Екатерина, мама троих детей, сама учительница, так что ее железная нервная система как чудо.
«Моя задача сейчас — обеспечить каждому ребенку свой отдельный стол и компьютер. Потому что уже этой весной были проблемы — два онлайн-урока», — рассказывает Екатерина Казакова.
По данным соцопросов, в этом году в школьный портфель входит и компьютер, и компьютерное кресло. Погружение школы в «цифру» было экстремальным. И назад пути не будет, говорят эксперты.
«Стены школы растворились. Абсолютно прозрачными стали все программы обучения, родители научились работать в различных образовательных платформах, стали теснее контактировать с учителями», — говорит главный редактор «Учительской газеты», член общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов.
Появились вспомогательные ресурсы. Вот, к примеру, платформа с триллионом задач — достаточно решить несколько из них, и компьютер проанализирует ошибки, подскажет, какие темы подтянуть, и выдаст индивидуальный список литературы. Учиться можно в своем темпе и в удобное время.
Анна Маркс, еще сама будучи студенткой, придумала и организовала одну из первых в России онлайн-платформу для обучения. Помогает готовиться к ЕГЭ.
«В этом году 56 стобалльников, а за предыдущие три года — 54. Я не связываю это с пандемией. Просто, видимо, влияние онлайн-школы на образование увеличило немножко показатели», — говорит директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.
Отток на домашнее обучение начался за три года до карантина — 2000 семей в год отказывались от школы и учились сами. «Удаленка» стала еще и шансом увидеть, что ценно в нашем образовании, а что устарело.
Точка невозврата в школу без «цифры» пройдена. С помощью новых технологий неэффективно решать традиционные задачи. Новый инструментарий потянет за собой изменения и в самом образовании. К примеру, если на уроке географии можно с помощью одной кнопки весь класс переместить на берег Байкала, только представьте, как изменится и урок, и сам предмет.
Исследователи сходятся во мнении — «удаленка» стала тяжелой для тех школ, где обычный формат просто скопировали в цифровой. А нужно было отзеркалить. Традиционно учитель сначала объясняет, а потом дает время на самостоятельное закрепление. Онлайн — все наоборот: сначала самостоятельное изучение, а потом совместные дискуссии.
«"Цифра" научится делать лучше учителя, но если мы видим школу как место общения, коммуникации, решения задач, как место встречи взрослого образованного человека, который умеет строить отношения, и того, который хочет стать таким, то такая школа никуда не исчезнет», — считает член правления Лиги образования, учитель, соавтор программы цифровой трансформации директоров школ Михаил Кушнир.
Что еще дал карантин? Дети в школу стали проситься. Вы такое помните? Так что 1 сентября и в первый класс, и во все остальные как в первый раз, как на праздник.