Целая эпоха в истории городского транспорта уходит из Москвы
Сегодня транспортная карта Москвы претерпела серьезные, можно даже сказать, исторические изменения. Дело в том, что теперь на ней остался лишь один троллейбусный маршрут, да и тот продолжит функционировать только из уважения к когда-то самому современному и экологичному виду общественного транспорта. Но теперь на столичных улицах царят электробусы, удобные и маневренные.
Последний рейс московского троллейбуса. Его встречают аплодисментами на остановке, аплодируют в салоне и снимают видео на память. С рассветом на маршруты вышли электробусы — старшие братья легендарных синих троллейбусов.
Это электробус. Все инновационное, тихий ход, бесшумный и маневренный. Он не привязан к контактной сети. То есть как мобильный телефон — не надо с зарядкой больше дорогому троллейбусу бегать по городу. Заполнил аккумулятор — выходи на маршрут. В общем, это первый родственник троллейбуса, которого рогатым уже точно не назовешь.
Почти век они возили горожан тихо и надежно. В 1933-м запустили первый. Почти сразу троллейбус — в это сложно поверить — стал двухэтажным. Снег и наледь снижали управляемость — от второго этажа отказались быстро. По всем остальным параметрам троллейбус выгодно отличался от автобуса. Прежде всего он прост в обслуживании.
«Прогресс не стоит на месте, а мечты сбываются. Троллейбус перешел в разряд музейного экспоната, уступая место электробусу», — говорит директор музея «Московский транспорт» Оксана Бондаренко.
В будущем музее, куда уже свозят экземпляры, один экспонат почетнее другого. Трудоголиков среди троллейбусов много. Портрет ЗиУ-5. Мало того, что легендарный — первый массовый, он 30 лет колесил по советским городам, так еще и внешность киношная.
Вообще, если бы не троллейбус, некоторые фильмы и не представить. Рогатый в них — виновник резких поворотов сюжетных линий. Или сами виражи троллейбуса в основе сцены. Погоня, каких мировой кинематограф больше и не знает. Советский троллейбус становится и главным героем. Вот с этого «Первого троллейбуса» начинается день, садятся пассажиры, едут учиться, работать, знакомятся, влюбляются. И если бы не троллейбус, все могло быть иначе. Кинематограф, мультипликация, литература — троллейбус неотъемлемая часть советской жизни и культурного кода времени.
Такого троллейбуса, как у нас, больше нет ни у кого в мире. Из Симферополя в Ялту! Это самый протяженный — 94 километра — и — кто поспорит! — самый красивый маршрут, через живописную гряду Крымских гор.
В Москве исторический маршрут троллейбуса тоже будет. Специальный, красивый, с экскурсиями. Четыре километра, от площади трех вокзалов до Новорязанской улицы. Обкатку начнут уже в сентябре. И это будет ретро-троллейбус, какие обычно только в музеях встретишь. А на маршрутах отныне только транспорт будущего.
«Есть у нас такой манифест — транспорт драйвит города. А что, как не транспорт, ответит на глобальную повестку, социальную, экологическую — бережное отношение к природе, особенно в мегаполисах», — сказала директор музея «Московский транспорт» Оксана Бондаренко.
Троллейбус — это не только городской транспорт, это состояние души, скорость будней и философия жизни. Таким он и останется, как его не назови.