Стартовал масштабный проект археологов России и Франции по поиску захоронений времен Крымской войны
Теперь — о масштабном, важном и очень благородном проекте археологов России и Франции. Благодаря их общей работе, в Севастополе звучит эхо событий Крымской войны. Цель — найти прежде неизвестные захоронения солдат и предать их земле с воинскими почестями. Причем с помощью современных технологий специалистам удалось детально восстановить и облик тех, кто сражался и пал в бою с французской стороны.
«Альма, Инкерман, Малахов курган — это священные места в Севастополе и часть нашей общей истории», — говорит президент Фонда развития русско-французских исторических инициатив Пьер Малиновский.
Названия, знакомые и русским, и французам. В честь мест легендарных сражений Крымской войны в Париже, его пригородах и многих других странах по всему миру названы улицы, бульвары, площади. К монументу погибших французских солдат в Севастополе возлагают венки с триколорами двух стран. Семь лет назад во время строительства жилого квартала в Камышовой бухте было обнаружено крупное захоронение.
В результате археологических исследований выяснилось, что останки принадлежат пехотинцам 39-го линейного полка армии Наполеона III. Вместе с англичанами и турками они осаждали главную базу Черноморского флота. С помощью новейших технологий специалисты лаборатории пластической реконструкции восстановили облик двух солдат XIX века. Вплоть до прически.
«Это полноценная копия черепа. Мы по степени зарастания шва внутри и снаружи можем определить возраст. Здесь у него швы открыты, это молодой человек 20-25 лет. Вот этот солдат, именно тот самый человек, тот самый череп и как он выглядел при жизни», — рассказывает научный сотрудник отдела теории и методики Института археологии РАН Татьяна Шведчикова.
Разыскать прежде неизвестные захоронения времен Крымской войны на полуостров, невзирая на санкции, приехали 15 французских историков и антропологов. Среди них Бриен — потомок французского генерала Гюдена. В прошлом году его могилу под Смоленском помогли найти ученые из России.
«Я здесь, потому что должна сказать спасибо русским археологам», — признается Бриен Дорлен.
Восточную, или Крымскую войну историки называют нулевой или генеральной репетицией всех будущих мировых вооруженных конфликтов. В сентябре 1854 года на этих полях состоялось одно из крупнейших в ходе этой кампании Альминское сражение. Силы сторон были неравными. Противник превосходил Русскую армию почти вдвое. После нескольких часов ожесточенной битвы наши войска были вынуждены отступить и начать подготовку к обороне Севастополя, которая продолжалась без малого год — 349 дней.
Битва на Альме задержала наступление союзников и не дала взять город, оставленный без войск. Останки русских солдат до сих пор находят на поле боя.
«На этой высоте стоял Владимирский полк, 31-й, вот один из его бойцов, молодой, судя по зубам», — рассказывает младший научный сотрудник Института археологии РАН Станислав Исаков.
Инкерманское сражение 5 ноября 1854 года вошло в историю как одно из самых кровопролитных. По разным данным, за день здесь погибло от восьми до 12 тысяч солдат с обеих сторон. Историк Пьер Малиновский нашел братскую могилу, которой не было ни на одной карте.
«Мне пришлось самостоятельно искать архивы, дневники, ставить точки — широту, долготу. Приезжал сюда пять раз, разговаривал с местными жителями, историками. Здесь стоял французский полк, и я был уверен, что здесь мы их найдем. В России мы ощущаем большую поддержку — к памяти погибших здесь невероятное уважение, такого мы не видели нигде в мире», — отмечает он.
Останки погибших более полутора веков назад солдат исследуют и уже в будущем году также с почестями захоронят на Французском кладбище Севастополя.