Министр обороны Сергей Шойгу выпустил сборник рассказов
Истории длиной в жизнь. То, что не прочитаешь в официальных справочниках. Трагические моменты и комичные ситуации — все переплетения, из которых и состоит биография. Особенно если автор — министр обороны Сергей Шойгу. Сегодня его книгу представили в Москве.
Отрывки из книги Сергея Шойгу на презентации не случайно читает актер Сергей Гармаш. Это его голосом звучит аудиоверсия — в современном издательском деле без нее никак. В бумажном варианте 312 страниц, на каждой из которых автор рассказывает об очень разных людях — тех, с кем пришлось столкнуться в жизни, от строителей, не стесняющихся крепких выражений, до руководителей страны.
«Про вчера» — так называется книга. А «вчера» Сергея Шойгу— это и советские ударные стройки, и руководство МЧС, и пост губернатора Московской области, и много что еще, чего не найдешь на страницах официальной биографии. Прежде всего наблюдений, разговоров и образов, свойственных художественной литературе. Порой довольно комичных, как в случае с водителем «Запорожца» Николаичем, который загнал машину в Енисей прямо с парома.
Из книги: «Кто не знает, подскажу: там, где у всех нормальных машин первая скорость, у "Запорожца" — задняя. Распираемый на людях от гордости Николаич это забыл. Он по-хозяйски отправил жену на берег вместе со студентом-попутчиком, завел "Запорожец", газанул для куража и, включив первую, которая задняя, лихо спрыгнул в реку. Задом. Спасать Николаича кинулись все, а вытащил, по-моему, студент. Машина алым пятном виднелась на дне».
Молодому читателю еще нужно объяснять, чем в то время был для советского человека «Запорожец» и какой была горечь утраты. А для кого-то это действительно прожитое вчера вместе со страной и людьми, которые сталкивались и с по-настоящему страшными потерями. Землетрясение в Нефтегорске в 1995 году в один миг стерло город с лица земли. Сергей Шогу тогда возглавлял МЧС и на месте руководил спасательными работами. И что такое несколько суток на ногах по сравнению с необходимостью сказать матери о том, что ее ребенка не спасти?
Из книги: «Мать обезумела от горя и не понимала, почему ее девочку, с которой она говорит и которую она слышит, не могут достать: "Не можете поднять какие-то две панели. Вот же она - рука, плечи, еще чуть-чуть - и увидите лицо…" Объяснить невозможно, что, как только поднимем эти самые две плиты, ей, ее девочке, жить останется пятнадцать, может быть, двадцать минут и мы ничего сделать не можем, ну почти ничего. Можем подержать ее еще на этом свете два-три часа, не трогать завал, не поднимать, не разбирать».
На фоне ужаса и горя было и счастье — найти под завалами живых и невредимых, когда вроде бы надежды уже не осталось. Тогда, вспоминает Сергей Шогу, и придумали ту самую «минуту тишины» — вся техника замирает, и люди стараются не проронить ни слова, позволяя услышать самый слабый стон через тонны бетона и кирпича.
В книге много и о северной природе, так что это не только история страны глазами непосредственного участника, но и в каком-то смысле урок географии, да еще и от президента Русского географического общества. В общем, рассчитано на очень разных читателей, каждый из которых сможет найти что-то для себя.
Вот, например, что нашел прочитавший от корки до корки Сергей Гармаш: «Когда он рассказывает о строительстве, просто употребляя какие-то строительные термины, мне это близко, потому что я служил в стройбате, я строил. В моей службе, это, конечно, не то, но когда речь идет о таких объектах, как Саяно-Шушинская ГЭС, то это, знаете, на уровне фронтов и армий».
Та самая Саяно-Шушинская ГЭС, что для автора книги с названием «Про вчера» стала, с одной стороны, комсомольской стройкой, а с другой, много лет спустя, местом аварии, с последствиями которой пришлось иметь дело уже в другом качестве. Теперь и это для Сергея Шойгу далекое вчера.
Про сегодня мы узнаем из официальной хроники. Потому, наверное, у издателей и нет ответа на вопрос, будет ли традиционная автограф-сессия. Хотя в случае с графиком министра обороны и так все понятно. Но нашлось же время написать и даже оформить обложку — пейзаж тоже авторский. Кстати, на обороте есть и намек на продолжение, далеко не завтра, конечно. Ну а пока сегодняшнее «Про вчера» уже на полках книжных магазинов.