Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 ноября 2020, 21:22

В Нагорный Карабах вернулись уже более 1200 человек

В Азербайджане и Армении работают наши корреспонденты. Дмитрий Зайцев говорил с карабахскими беженцами в Баку, Илья Андреев — в Ереване.

Эту девочку зовут Марианна. Ей всего полтора месяца и она родилась уже здесь, на мирной земле. Мама Вардуи Мелкумян бежала из Карабаха в самый разгар войны на девятом месяце беременности. Дорогу обстреливали, до Еревана добрались чудом.

«Я приехала сюда в домашних тапочках. Все, совсем все пришлось бросить. Главное, что дети живы», — говорит Вардуи Мелкумян.

Семья Айкуи еще в первую войну потеряла семь человек. В этот раз никто не погиб. Но жилье пришлось оставить. Недавно она возвращалась в родной дом за вещами. Этот район по мирному соглашению отходит Азербайджану.

«Я ехала с надеждой, что еду к себе домой, а вернулась со слезами на глазах. Здесь мне даже "скорую" вызывали. Очень трудно оставить все, что было твое. Но наш дом остается нашим домом, и мы очень хотим вернуться на свою родину, вернуться домой», — говорит Айкуи Мкртчян.

В Ереване ее и еще полсотни карабахских детей и женщин приютили на местном молочном заводе. Здесь неплохие условия: электричество, горячая вода, бытовая техника. Совсем другое дело в деревнях на границе с Карабахом. Корнидзор — небольшой поселок под Горисом. Война забросила сюда сразу двести человек. Теперь получается, что в каждом доме живут по две, три, четыре семьи. Волонтеры из фонда «Доктор Лиза» первыми привезли сюда помощь: продукты питания, медикаменты. Надо решать вопрос с доступностью медицинской помощи, отметила директор фонда «Доктор Лиза» Наталья Авилова.

Прозрачные палатки стоят по всему Еревану. Каждый знает — здесь делают джингалов хац (так называется карабахская лепешка). Тесто месят и выпекают блюдо беженки. Лисмония Багаджанян родом из Степанакерта, ее дом был разрушен снарядом, но она все равно планирует туда вернуться.

«Поедем. Сколько нам той земли осталось, будем жить», — говорит женщина.

Сколько всего сегодня беженцев из Карабаха в Армении, точно сказать не может никто. Дело в том, что они перемещаются. Многие возвращаются после завершения войны в Степанакерт, например, а другие, наоборот, бегут из тех районов, что отходят Азербайджану.

Беженцы из Нагорного Карабаха которые вынужденно проживают в Баку уже три десятилетия ждут не дождутся, когда вернутся на свою родину. Говорят, готовы хоть сейчас, чемоданы давно собраны.

«Я родом из Физулинского района. У нас было большое хозяйство, свой магазинчик. В 1993-м лишились всего, пришлось бежать от войны», — рассказывает Зюмрут Намазова.

У нее трое сыновей и восемь внуков. Живут отдельно. Муж умер пару лет назад. Зюмрут Намазова показывает семейный фотоархив, где все они вместе — пожелтевшие свидетельства счастливой жизни.

Историй вынужденного бегства в этом доме не счесть. Все этажи общежития заселены семьями из Карабаха. У многих здесь выросло уже не одно поколение, которое о тех страшных событиях знает лишь по рассказам взрослых. Джейхана Бабаева своему семилетнему сыну о войне пока ничего не говорила, все время наворачиваются слезы.

«Мне самой было семь лет, когда наш дом обстреляли артиллерией, дедушку ранило в живот, бабушке перебило ноги, а мне осколок попал в грудь. Я очнулась уже в больнице после операции. Но я очень хочу вернуться. Там мой дом, там все родное», — говорит Джейхуна Бабаева.

Несмотря на пособие от государства, карабахские беженцы в Азербайджане подрабатывают как могут. Малахат держит лавку с фруктами неподалеку от общежития, торговля идет не очень, но на жизнь хватает.

«Я слежу за всеми новостями, и мне не терпится вернуться в родной Агдам. Скорее бы уже разрешили вернуться в Карабах. От нашего дома ничего не осталось, но мы будем строить новый, начинать жизнь заново», — говорит Малахат Бахашева.

В самом Азербайджане более 750 тысяч официально зарегистрированных беженцев. Все они еще в 90-е были расселены по палаточным лагерям, а затем и общежитиям. В комитете по работе с беженцами и рады бы обнадежить своих подопечных, но точных сроков возвращения людей в Карабах просто нет. Программа по расселению в освобожденных районах пока в стадии подготовки, на реализацию может уйти до шести лет.

«Фактически эти земли полностью сожжены. Чтобы обеспечить возвращение беженцев, нужно начать с необходимых мер по безопасности. Только после этого можно переходить к восстановлению инфраструктуры», — отметил заместитель председателя Государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана Фуад Гусейнов.

Масштабы разрушений глава Азербайджана оценил лично за рулем броневика. Накануне Ильхам Алиев вместе с супругой посетили перешедшие под контроль Баку Физулинский и Джебраильский районы. 

Читайте также: