На 99-м году жизни скончался легендарный Пьер Карден, изменивший мир моды
Сегодня не стало Пьера Кардена, которого много лет подряд и много за что благодарили модницы и модники всего мира. И наши — не исключение. Он первым с Запада привез коллекцию в Советский Союз. Есть масса всего, где Карден оказался первым. Можно перебирать факты из жизни, даты— Кардену летом исполнилось 98, так что можно говорить об эпохе ушедшей. Но мода дело такое — зачем говорить, если можно смотреть.
Он навсегда останется футуристом и мечтателем, а еще гениальным предпринимателем, развернувшим моду лицом к массовому потребителю. «Мои наряды шли и герцогиням, и консьержкам», — любил он повторять. Его настоящее имя — Пьетро Костанте Кардин. Сын итальянских крестьян, эмигрант, он начинал портным у Диора.
«Если Диор открывал двери мастерской в 8 утра, я был на месте уже в 7:30. Я был первым, кого он нанял. В те времена Диора еще никто не знал. Никто! Я был его первым служащим», — рассказывал Карден.
Потом он скажет: Диор хотел делать платья, которые нравились бы его маме, а мне хотелось открывать новые вселенные, исследовать космос и бесконечность. В его собственной вселенной время текло быстрее земного.
«Сегодня — это уже вчера. А вчера — это позавчера», — говорил Пьер Карден.
В 1950-м у него был уже свой Модный дом. Он первым создал коллекцию прет-а-порте, придумал унисекс и цветные колготки, ввел синтетику и показы для мужчин. Он первым монетизировал свое имя, продав сотни лицензий на использование своей марки. Только это приносило ему ежегодно 35 миллионов евро, которые он вкладывал в новые проекты и элитную недвижимость. Он владел замком маркиза де Сада и был соседом 11 французских президентов.
«Все дома вокруг Елисейского дворца мои: авеню Матиньон, Габриэль. Все вокруг президента», — говорил Пьер Карден.
Он первым из западных дизайнеров привез свою коллекцию в нашу страну и даже умудрился заключить контракт на производство одежды. В Европе его за это прозвали «красный кутюрье».
«Я не выгоду искал на самом деле, я мог бы делать деньги в любом другом месте. В России, знаете ли, непросто было даже в бытовом плане, не говоря уж... Приходилось есть один йогурт. Потому что это единственное, что я мог там есть. Это же было 50 лет назад», — рассказывал модельер.
Йогуртом господин Карден называл кефир.
«Нужна была смелость, чтобы остаться. Мне интересно было, и не деньги меня привлекали в России в те времена. По лицензиям ведь не платили. Это был страстный интерес к русскому народу, его культуре, музыке, литературе, театру», — говорил модельер.
Его имя долгие годы было в нашей стране символом французского шика и высокой моды. Он на свои деньги привез в Париж ленкомовский спектакль «Юнона и Авось», ставил в своем театре пьесы Горького и привозил во Францию художников и дизайнеров из России. Майя Плисецкая танцевала в его костюмах «Даму с собачкой» и «Анну Каренину».
В 1991-м его показ на Красной площади собрал 200 тысяч человек. Этот день он считал одним из самых главных в своей жизни.
«Если бы все можно было бы начать сначала, я бы все сделал бы то же самое. Ни о чем не сожалею. Много работы, но и много успехов. Я счастливый человек, а такое, согласитесь, не часто услышишь», — говорил Пьер Карден.