В Вязьме торжественно перезахоронили останки 126 погибших в сражениях 1812 года
Они были обнаружены полтора года назад во время экспедиции, организованной Фондом развития русско-французских исторических инициатив. Имен уже не установить. Солдаты двух стран. Сегодня их похоронили в одной могиле.
Кроме номеров частей, в которых они служили, об этих солдатах не известно ничего. Останки 126 русских и французов нашли здесь, под Вязьмой, где пехота наполеоновского генерала Луи Даву сошлась с авангардом русской армии под командованием Михаила Милорадовича. Это было последнее крупной сражение войны 1812 года.
– Драматические события, очень кровопролитный бой, в котором Милорадович пытался отрезать корпус Даву, ему это сделать не удалось, но Вязьма была освобождена, – рассказывает Николай Макаров, директор института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества.
Яркие мундиры на белом снегу. В почетном карауле стоят реконструкторы. Участники исторических обществ в русской форме смешались со своими товарищами, изображающими солдат армии Наполеона. Их легкое обмундирование как нельзя точно соответствует бытующим представлениям о французах под Москвой. Организаторы, похоже, этого и добивались.
– Я безумно замерз, но я счастлив. Потому что эта погода – это исторически правильно, потому что именно в такую погоду солдаты, у которых не было теплой одежды, возвращались во Францию, – делится Пьер Малиновский, президент Фонда развития русско-французских исторических инициатив.
До Франции добралась лишь малая часть великой армии. И как минимум восемь тысяч французов полегло здесь, под Вязьмой. Сегодня сюда приехала представительная французская делегация. Среди гостей праправнук французского маршала Иоахима Мюрата. Его зовут так же, как и самого наполеоновского полководца.
– Во Франции война 1812 года рассматривается как трагедия, как закат эпохи Наполеона. В отношениях наших стран случались такие серьезные события, вроде этой войны. Но исторически мы дружественные народы, – считает Иоахим Мюрат, потомок маршала И. Мюрата.
Военного атташе посольства в Москве заинтересовала одна из пушек. Спустя два столетия батарея из орудий той эпохи дает залп в память о погибших здесь русских и французах воинах. Торжественный момент, звучат гимны двух стран, русские и французы провожают своих солдат.
Каждый гроб накрыт двумя такими похожими флагами – триколоры России и Франции. Потому что отличить русских и французских солдат спустя более чем 200 лет невозможно. Их хоронят в одной могиле в знак того, что время и смерть примирили их навсегда.