В Третьяковской галерее открылась выставка русских и немецких художников эпохи романтизма
В Москве с 23 апреля можно увидеть полотна величайших русских и немецких художников эпохи романтизма. В Третьяковской галерее открылась выставка с говорящим названием «Мечты о свободе». Больше 300 картин и уникальных экспонатов из российских собраний и музеев Дрездена. Шедевры, которые в XIX веке буквально перевернули представление об искусстве. Ощутить дух эпохи поможет необычное оформление пространства выставки.
Едва увидев знаменитую «Сикстинскую Мадонну», не веришь глазам: неужели из Дрездена снова привезли подлинник Рафаэля?! Но, даже сами немцы говорят: эта копия русского художника Алексея Маркова, сделанная почти два века назад, ничем не хуже оригинала. В начале XVIII века Мадонна стала символом вдохновения, и художники это тоже зафиксировали.
«Преподаватели Московского университета, причем естественных наук — физика, математика, астрономия. Но что висит на стене? «Сикстинская Мадонна», потому что это некое воплощение абсолютного творчества», — отмечает куратор выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» Сергей Фофанов.
Рядом, тоже явно вдохновленный Рафаэлем, лик Христа. Современная художница Марлен Дюма создала его для реальной церкви в Дрездене.
«Это созданный общиной и современной художницей облик Христа, как сегодня представляет его себе европейское общество», — поясняет Сергей Фофанов.
Вся выставка проходит под звуки кавалерийских труб — реальных артефактов войны 1812 года. Десятки реликвий, от подлинного рисунка Пушкина до рукописи Лермонтова «На смерть поэта», от ружей участников восстания декабристов до настоящих сапог Наполеона.
«У него были проблемы с пяткой правой ноги, поэтому, когда он надевал сапоги, ему каждый раз расшивали заднюю часть внизу — видите, здесь она расшита», — рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Это те сапоги, которые покорили всю Европу! Но покорение Европы, с другой стороны, привело к росту национального самосознания и росту осознания себя как части своей нации.
Что русские, что немецкие художники стали писать не только по заказу, а по зову сердца. Не только любимую Италию, но и родные сюжеты и просторы: ночные пейзажи, чего прежде просто не было, и портреты самых обычных людей.
«Портрет человека, в первую очередь простого горожанина, то есть не монарха, не какого-то важного сановника, а портрет друга, портрет ребенка. Вот ему не надо вырасти, чтобы стать членом общества, потому что детский мир, скрытый в ребенке, непостижим нам. То, что в душе ребенка происходит, о чем мы с вами уже давным-давно забыли», — рассказывает Сергей Фофанов.
Директор художественных собраний Дрездена и сама немного сбита с толку, куда идти. Ведь автор экспозиции, знаменитый архитектор Даниэль Либескинд, спланировал выставку как два переплетенных лабиринта. Чтобы зрители не думали о маршруте, а просто погрузились в эмоции старых мастеров и современных художников.
«Конкретные детали исчезают! Исчезают границы! И раскрывается только восприятие в бесконечность! Или, например, вот известная картина — на самом деле в виде молнии, рассекающей дерево, здесь изображен эмоциональный шок художника! Эта мощь природы потрясает нас! Эта фотография немецкого художника посвящена беженцам, которые преодолевали стихию. Море — это своего рода граница. А за ней мечта о свободе», — поясняет генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Марион Аккерман.
Завораживающий цвет и эмоция — то, чем художники-романтики особенно пытались взволновать зрителей. Так вот их современные коллеги до сих пор изучают, как и чем зацепить взгляд и душу человека. К примеру, американец Джеймс Таррелл едва заметными переливами неонового света заставляет сознание испытывать необъяснимый трепет! А вот российский художник Андрей Кузькин ходит по кругу и не дает цементу застыть. До полного физического изнеможения. Ну, как не пожалеть человека?! Ведь за час здесь проходит целая жизнь.
Выставку «Мечты о свободе» Третьяковка собиралась открыть еще прошлой осенью, но помешала пандемия. Попасть сегодня в эти лабиринты романтизма просто с улицы тоже вряд ли получится — придется подумать заранее.
«Каждые 30 минут мы будем пускать 70 посетителей. Я настоятельно рекомендую всем, кто хочет сюда прийти и напитаться невероятной силы впечатлениями, покупать билеты заранее, покупать онлайн или в кассах предварительной продажи», — говорит Зельфира Трегулова.
До 8 августа на Крымском валу больше 300 произведений и эпохи Золотого века искусства, и наших современников, вдохновленных романтиками, наполненные мощной энергией перемен, свободы духа и творчества.