Премьера в Театре Наций: спектакль «Левша» с Евгением Стычкиным и Дианой Вишневой в главных ролях
В государственном Театре Наций все готово к сегодняшней премьере спектакля, который станет, пожалуй, самым необычным прочтением повести Николая Лескова о том, как Левша подковал блоху. Поющая прима-балерина, минимум слов, декорации с секретом.
Прима-балерина Мариинки пока еще робко распевается перед спектаклем. Первая в ее жизни вокальная партия. Это не шутка. Премьера в театре Наций.
– Впервые в жизни. Я вообще люблю молчать. Но, когда ты попадаешь в драматический театр, я понимала, что меня попросят по крайней мере заговорить, – признается Диана Вишнева, исполнительница роли Блохи, народная артистка РФ.
Диана Вишнева в роли английской блохи, которую подковал тульский мастер левша. Бессмертная классика Николая Лескова в театральной интерпретации выглядит так. И это уже не просто сказ.
– Тут балет, опера и докодрама. Вечная история про нашего таланта. Плюс потрясающий текст, который у нас артисты не говорят. Безмолвный спектакль, – рассказывает Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, народный артист РФ.
То есть почти безмолвный. Яркий и самобытный текст Лескова отдельно, ключевые фразы в титрах, монологи артистов отдельно с поправкой на современный русский язык.
– Мягко говоря не дословный пересказ. Лексика не сохранена. Я говорю своим голосом, своим языком. Полторы репетиции назад мы вдруг подумали, что хорошо, если он в какой-то момент вот так вот будет разговаривать, немножечко отъехав в сторону Вологды, что ли. Будем пробовать, – делится Евгений Стычкин, исполнитель роли Левши
Эксперименты здесь во всем. Вот, например, декорация, ради которой пришлось сократить расписание спектаклей на основной сцене, чтобы соорудить такое, нужно минимум сутки работать нон-стоп. Гора земли. Русской.
Как раз уверенность, говорят, как сквозь землю проваливается, когда стоишь на вершине. За профессиональной игрой актеров зритель этого, конечно, не заметит, но приоритет такой.
– Выжить, там трехэтажный дом, он довольно опасный, – признается Евгений Стычкин, исполнитель роли Левши.
– Я не буду вам показывать мои синяки, ссадины и травмы, связанные с этой горой, – говорит Диана Вишнева, исполнительница роли Блохи, народная артистка РФ.
Эта гора будет на сцене все время. Сейчас покажем, что не увидит зритель в зале. Что внутри семиметровой декорации. Десятки дорожек, лестниц, люков. Здесь же в буквальном смысле готовят реквизит. Спешно. Чтобы не успел растаять. Из сахарной ваты у артистов будут парики.
– Там сцена про то, что англичане показывают царю разные хитрости. Царь говорит: а покажите нам ваших заводов сахар. И тогда они приходят в таких париках, которые можно есть, – рассказывает Мария Трегубова, художник по костюмам.
Все время спектакля в зале живой звук: струнное трио, дуэт духовых, фортепиано.
– Я взял интонации и ритмы народной музыки, очень сильно их замедлил. Основная фишечка музыкальной партитуры — история Блохи, механическое существо. Но при этом в нашем спектакле это некое магическое божество, – делится Иван Кушнир, композитор.
:«Левша» в Театре наций — это повесть Лескова в новой форме, но с неизменным содержанием: спектакль о природе русского человека. О России, русскости, о нас. О духе, теперь уже разных, эпох, который, как говорил сам Лесков, «схвачен метко и верно».