Эксклюзивное интервью Ирины Чухрай в 100-летие со дня рождения кинорежиссера Григория Чухрая
Сегодня 100 лет со дня рождения режиссера Григория Чухрая. Всегда верный правде. Чины и звания, какой в них смысл? Главное не кривить душой. По этому принципу Григорий Чухрай и жил и снимал картины о войне, о любви.
История его любви тоже как в кино. Одна и на всю жизнь. Ирине Павловне Чухрай сейчас 101 год. Она дала эксклюзивное интервью Первому каналу.
«Это же самая большая трагедия наша. Как же Гриша мог об этом не говорить», — отмечает Ирина Чухрай, вдова Григория Чухрая.
Ирина Чухрай сама пронесла через годы память о том времени. Когда война свела в Ессентуках с молодым десантником и разлучила во время оккупации города. И месяцами не было друг от друга вестей.
Григорий Чухрай прошел Великую Отечественную в роте связи в составе ВДВ, бился за Сталинград, был четырежды ранен. И решил во что бы то ни стало поведать свою балладу о солдатах — без громких подвигов, батальных сцен и героической гибели перед объективом.
На пленку он записал скачущую кардиограмму судьбы: то, что видел сам, чем делились фронтовые товарищи. В чистом и наивном Алеше Скворцове себя узнавали все, кто жил, любил и умирал по траншеям и окопам.
«Я у него спрашиваю: «А почему вы не снимете фильм о том, как воевали?» Он говорит: «Этот кошмар, этот ужас я не хочу видеть даже на экране. Мне интереснее рассматривать судьбы людей», — рассказывает кинорежиссер, сценарист, народный артист РФ Виктор Мережко.
Как и герой «Баллады о солдате», Чухрай получил отпуск за боевые заслуги в разгар войны. И почти все драгоценные две недели потратил на поиски возлюбленной — Ирины Пеньковой.
«Она попала в оккупацию, потом ее освободили, я ее нашел — добирался я туда пять дней на перекладных, на паровозе, на грузовиках, но все-таки я приехал! Была война», — рассказывал кинорежиссер.
«В 1944 году он вдруг неожиданно появляется. Рано утром с огромной охапкой сирени: «Я приехал жениться», — вспоминает Ирина Чухрай.
От молодого фронтовика из сельской школы поначалу не ждали творческих побед. Но тот попал в самое сердце. Взрывной по тем временам фильм «Сорок первый» раскрыл перед советским человеком не красных героев и белых злодеев, а обычных людей с разных сторон баррикад.
Чухрая обвиняли в антисоветчине, но зритель, привыкший к шаблонному прославлению Красной армии, такую правду принял безоговорочно. Уже исключенный из партии, в 1961 году режиссер-фронтовик выпустил первый антисталинистский фильм «Чистое небо» о летчике, который вернулся из плена и был лишен всех наград.
«Есть много людей, которые оправдывают свою трусость вот так: «Понимаете, было такое время, когда мы не могли сказать правды». Вранье! Тот, кто хотел сказать правду, тот находил форму и говорил правду», — подчеркивал Григорий Чухрай.
В 60-х Чухрай попытался перевернуть всю систему советского кино. На экспериментальной киностудии стал платить не за количества отснятого материала, а за успех фильма в прокате.
Так родилась классика советского кино: «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо».
«Они не просто получали галочку в Госкино, когда этот фильм хорошим считается, у него первая категория, он получает определенные деньги. Пускай зритель отвечает на эти вопросы», — поясняет Павел Чухрай, сын Григория Чухрая.
И после закрытия студии Чухраю приходили мешки писем, среди которых самыми дорогими были весточки от однополчан и совершенно незнакомых фронтовиков, которым он непременно старался ответить.
Григорий Чухрай снял семь фильмов, взявших больше 100 мировых наград, но главной считал премию «Ника» за честь и достоинство.