Через неделю состоится главный военно-морской парад в честь Дня ВМФ
Жители Северной столицы и туристы стали сегодня свидетелями грандиозного зрелища. В Петербурге прошла первая сводная репетиция главного военно-морского парада в честь Дня ВМФ. Состоится он ровно через неделю. А сегодня боевые корабли и катера в акватории Невы и на Кронштадтском рейде, в небе морская авиация, на Сенатской площади пешие колонны. В общем, как будет 25 июля.
Мгновения до начала тренировки. На палубах кораблей офицеры в белоснежной форме. Ровно в 11 утра и ни секундой позже команда смирно. В русло Невы входят участники парада.
Противодиверсионные, патрульные катера, тральщики. Копия ботика Петра I на борту – дань памяти императору, царю-плотнику, что повелел военно-морскому флоту быть. Сегодня движения на земле, воде и воздухе все участники парада отрабатывают синхронно. Вот катер командования обходит строй, а это парадные расчеты на берегу чеканят шаг под марши военного оркестра.
Это первая сводная репетиция. Или как говорят военные, тренировка. Оттачивают мастерство маневрирования, проверяют связь, а главное учатся держать дистанцию между кораблями в узком фарватере Невы. Не больше 90-130 метров для небольших кораблей и катеров, и 270 метров для тех, что водоизмещением побольше.
Они готовились всю неделю. Командиры и штурманы изучили особенности маршрута. Только визуальных ориентиров, таких, как Медный всадник или шпиль Адмиралтейства около десятка.
– Стоят контрольные группы, которые отмечают прохождение каждой контрольной точки, которые дают советы и команды, кому ускориться, кому ближе. Эти контрольные группы сейчас соберутся, выложат информацию, и мы будем доводить ее до всех, – рассказывает Владимир Касатонов, заместитель главнокомандующего ВМФ России.
Это только кажется, что корабли идут строго посередине. На самом деле, маневрировать в русле Невы – настоящее искусство.
После прохода Благовещенского моста ширина реки 300 метров, здесь можно двигаться по центру. Но затем строй начинает смещаться правее, перед трибунами Сенатской пройти нужно не дальше чем за 50 метров. А ведь в Неве стоят флагманы, фрегат «Адмирал Касатонов», подлодка «Кронштадт». После корвета «Стойкий» перед самым Дворцовым мостом экипажам нужно совершить еще один маневр. И попасть между опорами переправы, где расстояние всего 25 метров, это немногим больше чем ширина самих кораблей.
В кронштадтском корабельном фарватере места, конечно, больше. Здесь идут морские гиганты. На рейде атомные субмарины. Впервые в этом году их сразу три. В том числе и подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир».
Экипажу большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» не время отвлекаться на красоты. Все внимание к приборам и этой схеме, на стекле ходового мостика. Ведь строй ни в коем случае не должен быть нарушен.
– По предыдущим тренировкам были оценки отлично. По удержанию корабля, по элементам морской культуры. Поэтому я считаю, что корабль готов. Но никогда тренировки не бывают лишними, – делится Артем Рябко, старший помощник командира большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков».
Корабли еще не успели пройти перед зрителями, а шум винтов уже сотрясает воздух аэродромов. Это вертолеты взлетают курсом на Кронштадт.
Экипажи морской авиации взлетают сразу с нескольких площадок в Петербурге, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Вологодской областях и Карелии. Над городом впервые за пять лет проведения парадов появится корабельный вертолет Ка-52 «Катран». Следом «истребители подлодок» Ил-38 и гордость дальней авиации Ту-142. От эффектного появления Су и МиГов захватывает дух.
Впрочем, что для зрителей праздник, для моряков тяжелая работа. И всю предстоящую неделю они будут стараться на отлично, чтобы дома за тысячи километров от Петербурга родные и близкие у экранов телевизора смогли помахать им рукой, а вся страна оценила силу и красоту российского флота.
Вместе с моряками и летчиками готовится команда Первого. С 10 утра 25 июля в нашем эфире праздничный информационный канал. В 11:00 прозвучит команда к началу парада, который вы увидите во всех подробностях. Точки для камер на кораблях, на суше, в воздухе выбраны так, чтобы картинка сложилась в один праздничный образ.