Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
15 августа 2021, 22:07

90 лет исполнилось со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Выдающегося композитора нет с нами уже четверть века. Но его музыка не просто звучит повсюду. Она любима все новыми слушателями. Многие его произведения нам еще только предстоит раскрыть. Его творческое наследие огромно. Он будто из космоса ловил особый свет и передал его на бумагу. В основном ноты, но не только.

Музыка, летящая в пространстве, как хлопья снега или падающие звезды. В ней и непонятная тревога, и биение влюбленного сердца. Весь тот внутренний мир людей на экране, который создавал Микаэл Таривердиев, и умел выразить так понятно и глубоко, как никто другой.

– Вот здесь и увеличитель, тут сохранилась вся аппаратура… Это портрет Шукшина работы Микаэла Леоновича! На студии он его однажды так вот, что называется, застал. 

Печатая фотографии, Таривердиев играл пальцами с лучом света словно на клавишах рояля. Он снял этот портрет жены Веры больше 30 лет назад и поставил перед собой для вдохновения. Словно очарованный странник искал вокруг себя смыслы, интонации, и как в музыке, ловил ощущения. Этот снимок назвал «Свободный человек», и это будто про него самого.

– Он как этот мальчик, который сидит. Все идут строем, а он сидит свободно на обочине как свободный человек. Он говорил: можете назвать меня плохим композитором, но плохим фотографом – нет, – говорит  Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.

Один из первых фильмов с джазовой музыкой Таривердиева «Маленький школьный оркестр» пролежал на полке больше 40 лет. Его обвинили в излишней свободе и запретили.

Чтобы музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны» попала в самое сердце, Таривердиев придумал образ неба, ведь где бы ты ни был, оно такое же, как и дома. А во время встречи с женой сперва должен был звучать симфонический оркестр.

– Когда уже эту сцену снимали, он понял, что фальшиво оркестровое решение такой сцены. Интимной. Потому что она интимна, – рассказывает Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.

Из десяти песен, созданных Таривердиевым, в легендарный фильм вошли лишь две. Остальные он сам отверг: словно скульптор, отсек все лишнее.

В его музыке было все то, о чем думало и мечтало поколение детей войны, свет, радость, оптимизм и обязательное счастье, оплаченное невозможной ценой.

Для фильма о вчерашних школьниках, не вернувшихся с войны, Таривердиев пишет музыку, которая словно еще не созрела… А вместе с группой фильма «Ольга Сергеевна» 9 мая у Большого театра и в Парке Горького он несколько часов вглядывается в лица и записки, и вдохновленный, создает одну из самых пронзительных песен о войне...

За чистую интонацию и ребенка в душе Таривердиев доверяет песни еще никому неизвестной Алле Пугачевой. И пишет первую хвалебную статью: «Она не только поет, но и играет свои песни».

– Это было достаточно сложно работать с Таривердиевым, он такой кропотливый, он такой дотошный. Мы не понимали друг друга, ну, никак не понимали. Чего он от меня хотел? И вдруг он сказал: ты пойми, вокалистов много хороших. Певцов мало. Ты мне должна спеть мысль. Понимаешь? Такие стихи хорошие. Ты не поешь мысль. Давай-ка мне музыкальный, песенный речитатив. И все прояснилось, – вспоминает Алла Пугачева, народная артистка СССР.

Алла Пугачева признается, что еще в ранней юности влюбилась в музыку Микаэла Таривердиева. И она ей помогла выбрать тревожный путь: «Я проснулась, отец включил радио, я услышала глуховатый голос… Со мной что-то приключилось, потому что он определил мое состояние, мою мысль! Потому что я в 16 лет не знала, куда смотреть: налево, направо, вокруг? А мне хотелось вверх. Тянуться к небу, смотреть туда! Я даже сейчас могу слезу пустить, потому что это был знак».

Музыка Таривердиева — стихия, полет, свободное движение вверх. Еще в детстве он научился читать книги и одновременно импровизировать.

– Он мне очень много рассказывал про Рахманинова, он был сам блистательным пианистом, который играл и свою музыку, и классическую музыку, и джазовую музыку… Во всех фильмах, где звучит его музыка, соло рояля, это он играет сам! Начиная с «Иронии судьбы» и «Семнадцати мгновений весны». Там какая-то грусть, но, она светлая. Она все равно с намеком на то, что все равно будет хорошо, – делится Денис Мацуев, пианист, народный артист России.

Он почти не писал песни, считал не своим жанром, но эту, и ее потом распевала вся страна, сочинил на спор.

– Его коллеги-композиторы говорили, что он не пишет шлягеры, потому что он не может. Он написал шлягер, чтобы доказать, что он это может, но просто не хочет этого делать, – рассказывает Вера Таривердиева, супргуа Микаэла Таривердиева, музыковед.

Такая же одухотворенная и летящая, словно откуда-то из космоса, и музыка Таривердиева для органа. И главный в мире конкурс органистов сейчас носит его имя. В 86-м, почти сразу после взрыва на атомной станции Таривердиев едет в Припять и играет там для ликвидаторов музыку из любимых фильмов: «Это было ошеломляюще! Не только сама эта вот трагедия. Но, и люди, которые собой закрыли эту беду».

А вернувшись домой, сочиняет Симфонию для органа «Чернобыль» и говорит: «Я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны».

– Наблюдая за ним, могу сказать, что он таким и был! Проводником чего-то свыше. Он — счастливый человек. То задание, с которым он пришел в этот мир, он его выполнил, – уверена Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.

Читайте также: