Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2021, 18:31

20 лет назад над Черным морем был сбит пассажирский самолет, следовавший из Тель-Авива

Сегодня в Новосибирске — цветы у памятника жертвам катастрофы самолета компании «Сибирь». 20 лет назад трагедия шокировала всю страну. Лайнер, который летел из Тель-Аваива, взорвался на полпути до пункта назначения в небе над Черным морем. Погибли 78 человек.

Их имена — на граните. Тогда, в октябре 2001 года, не сразу даже было понятно, что произошло. И только через несколько месяцев стало очевидным: борт сбила ракета украинских сил ПВО, которые в том районе проводили учения. Киев молчал до этого, и сохранил молчание после. Семьям погибших выплатили компенсацию, но никто так и не извинился.

Пуанты, игрушки — 20 лет Тамара Раухвергер хранит на полке вещи дочери. Она возвращалась с учебы в Тель-Авиве, когда произошла та страшная авиакатастрофа. Время не лечит раны.

«20 лет в голове вопросы, на которые нет ответа: кто и за что убил мою дочь. И виновников нет до сих пор! Замалчиваются и покрываются виновники, покрываются, покрываются», — переживает Тамара Раухвергер.

Замалчивать свою вину высшие украинские военные чины начали в тот же день — 4 октября 2001 года. Во время учений на полигоне в Крыму неожиданно прекращают общаться с журналистами, отдают приказ на ликвидацию уже запущенных ракет — вот они взрываются в море. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 пропал с экранов радаров.

Дальше — сбивчивые оправдания. Министр обороны Украины даже скажет, что никаких стрельб не было — их отменили, потом признают, что ракеты все же пускали, но недалеко от берега.

Для полетов тогда закрыли лишь 70-километровую зону, скорее всего, чтобы не терять деньги за транзит иностранных самолетов, при том что дальность ракеты 300 километров. Курс лайнера был в зоне поражения.

Межгосударственный авиационный комитет через несколько месяцев расследования установит все — марку ракеты комплекса С-200, выпущенную украинской ПВО, и даже серию поражающих элементов — 37 тысяч стальных шариков. Ракета взорвалась рядом с самолетом, шрапнель прошила его насквозь. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Будут найдены и опознаны лишь 16 тел.

Наталья потеряла сына и мать.

«Когда нам показывали эту сторону — она была вся прошита шариками. Как раз сторона, где сидели мама и Саша, с левой стороны. Потому что ракета взорвалась с левой стороны, пробила всех, одного пилота убило, другие крикнули: «Куда попало?» Куда попало — они не поняли», — рассказывает Наталья Григорьева.

Эти последние слова члена экипажа, записанные наземными службами, до сих пор не убеждают украинские власти. Как и характерные отверстия на обломках. Впрочем, однажды президент Кучма почти признал вину, но его рассуждения звучали настолько цинично, что шокируют до сих пор.

«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду, и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба, планетарного», — заявил Леонид Кучма.

«Наглая ложь и нежелание просто покаяться. Никто у нас не попросил прощения, никто с нами не встречался и в этом ключе не разговаривал», — говорит сын погибшего в авиакатастрофе Борис Калиновский.

После долгих лет разбирательств украинские власти выплатили семьям жертв компенсации, но и здесь объяснили это не признанием своей вины, а гуманными соображениями — авиакомпания «Сибирь», потерявшая самолет, не получила ничего. В Киеве придумывались все новые версии — от разгерметизации до теракта на борту.

«Столько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно, в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что, к сожалению, случилось так», — говорит в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной рады Украины Георгий Крючков.

Окончательно уголовное дело по факту катастрофы Ту-154 было закрыто в 2007 году за отсутствием главной улики — ракеты, части которой достать со дна Черного моря спустя столько лет, конечно, невозможно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей