Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 февраля 2011, 15:15

Ровно полвека назад Ирина Антонова возглавила ГМИИ имени Пушкина

Директор музея имени Пушкина Ирина Антонова отмечает юбилей. 50 лет она возглавляет одно из крупнейших в мире хранилищ художественных ценностей. Правда, с датами существует некоторая путаница. Кто-то говорит, что поздравлять Антонову нужно сегодня, якобы приказ был подписан 17 февраля, кто-то, что завтра - первый рабочий день.

Это только кажется - если Пушкинский, то Антонова, если Антонова, то Пушкинский. "Командор искусства" из музея мечтала сбежать.

Ирина Антонова пришла работать в музей еще в апреле 45-го. Антоновой, если кто и был помехой, то собственный характер. Терпение не достает, сетует директор. Не вытерпела, и уже через 2 года после назначения открыла советским зрителям буржуазное искусство.

Леже, Тышлер, Матисс, Пикассо... Вот они - вернисажи, которых не должно было быть. Уже через несколько лет она откроет "выставку столетия": "Москва - Париж". Другие музеи принимать отказались. Ведь пришлось бы выставлять запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского. Решилась только Антонова.

Политики в музее было не меньше, чем искусства. Золотые годы Пушкинского выпали на время "правления" Фурцевой, министра культуры тех лет. Две сильные женщины не дружили, не ссорились, но договаривались быстро. Фурцева не только открывала выставки, но даже организовывала. "Джоконда" Леонардо да Винчи, которая до этого лишь дважды покидала Лувр, оказалась в Москве благодаря ее усилиям. Правда, министр масштаба поняла не сразу.

За время директорства Ирины Антоновой сменилось 10 министров. Изменилась страна, законы, зрители. Вечным осталось только искусство и эксперименты Антоновой. Так, живопись она объединила с музыкой. Сразу после премьеры попасть на декабрьские вечера стало удачей. Тогда со сцены звучали произведения, которые редко играли даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, Рахманинов. За это Ирине Антоновой были благодарны не только слушатели.

Пушкинский до сих пор экспериментирует. То выставит произведения кинозвезды Джины Лоллобриджиды, то вместо античных скульптур - фотографии репортеров "Коммерсанта".

Решительности от Антоновой требуют не только выставки. Когда швейцарская фирма "Нога" пыталась арестовать картины якобы в счет госдолга, кабинет директора превратился в оперативный штаб.

Она настойчива, сверхэнергична, прямолинейна. Для Антоновой значение имеет любая деталь: текст вступительного слова или проект интернет-портала, и тем более табличка с названием картин. Минуты подготовки выставки - любимое время для Антоновой.

Проект последних лет - поднять коллекции из запасников в музейный городок. Над идеей уже работает один из лучших архитекторов в мире Норман Фостер. Он также свяжет воедино музей уникальных личных коллекций и детский центр "Мусейон".

Отдыхает Антонова тоже на приличной скорости: за рулем. Агрегатина, так любовно Антонова называет свою малолитражку, в которой есть время подумать о себе. И спешит на работу в выходные.

Полвека вместе. История Пушкинского - это почти личная история ее жизни. Мощь музея - сила ее личности.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей