Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 июля 2011, 18:00

Ответственность за авиакатастрофу под Смоленском самолета Ту-154 лежит на польской стороне

Основная ответственность за авиакатастрофу в Смоленске, где в апреле 2010 года разбился самолёт президента Леха Качиньского, лежит на польской стороне. Об этом сказано в представленном сегодня в Варшаве итоговом докладе правительственной комиссии Польши. Она провела своё расследование катастрофы, которое подтвердило обнародованные ранее выводы российских экспертов: экипаж был плохо подготовлен и при заходе на посадку допустил грубые ошибки.

Такое долгое расследование, оно продолжалось почти 15 месяцев, как утверждают в Польше, было обусловлено тем, что члены польской правительственной комиссии исследовали не только "черные ящики", но и структуру подготовки к рейсу, схемы взаимодействия различных служб, а также то, как обучались летчики самолета Леха Качиньского.

"Все члены комиссии одобрили содержание документа. Не было особых мнений. Премьер-министр ознакомился с ними и дал добро на публикацию", - сообщил глава МВД Польши, председатель комиссии Ежи Миллер.

Ничего принципиально нового и отличающегося от расследования , опубликованного Межгосударственным авиационным комитетом еще в январе в Москве, польская комиссия не сообщила. Хотя оглашение результатов ее работы откладывалось несколько месяцев. Польская пресса писала, что связано это с разногласиями внутри самой комиссии между военными и гражданскими специалистами.

Это было заметно и на пресс-конференции в Варшаве. Военные говорили в основном о недочетах в работе российских диспетчеров и слабой оснащенности аэропорта в Смоленске. А гражданские - о слабой подготовке летчиков 36-го элитного полка польских ВВС, обслуживающих первых лиц.

"36-й полк получал слишком много заданий, не хватало экипажей. Это связано с тем, что из полка ушли опытные пилоты, - сказал Мацей Ласек. - Инструкции не выполнялись. По мнению комиссии, у командования полка могло сложиться ощущение, что это элитный полк, а часть правил и инструкций можно нарушать".

Также, по словам членов комиссии, уровень подготовки экипажа, выполнявшего президентский рейс, угрожал безопасности полетов.

"В день происшествия только у бортинженера был допуск к полетам. Штурман накануне вернулся из другого рейса и практически не отдыхал. К тому же в день вылета экипаж прибыл на базу с 30-минутным опозданием", - сообщил Мацей Ласек.

Командир сообщил, что знает русский язык, но, как выяснилось после расшифровок бортового самописца, похоже, знал его недостаточно. К тому же выяснилось, что в 36-м элитном польском авиаполку были проблемы со знанием устройства самолетов. На сайте полка в Интернете сейчас даже объявлен тендер на перевод инструкций на польский язык. Тем не менее, одна из претензий у комиссии к аэродрому в Смоленске

"Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию, - говорит Роберт Бенедикт. - А высота деревьев была недопустимо высокой, и это не дало возможности увидеть посадочную полосу".

Правда, за трое суток до трагедии - 7 сентября, тот же самый самолет с практически тем же экипажем, правда, командир тогда выполнял роль второго пилота, без происшествий приземлился на том же аэродроме. А за час до катастрофы в Смоленские сел и ЯК-42 с польскими журналистами. Деревья не помешали никому. На пресс-конференции не прозвучало, что диспетчеры предлагали уходить на запасной.

Несмотря на тенденциозность изложенных фактов, когда члены комиссии доказывали, что диспетчеры неправильно ориентировали самолет, а деревья в настоящее время вырублены вокруг всей полосы, все же главная вина лежит, по их мнению, на польской стороне.

Был проведен даже специальный эксперимент со вторым президентским самолетом. С повторением захода на посадку. Так называемый борт номер два выполнил похожий рейс, на аналогичный, как сказали члены комиссии, аэродром. Выполняли его опытные пилоты.

Выяснилось, что командир погибшего Ту-154 то ли забыл, то ли не знал, что аэродром в Смоленске не оборудован системой автоматического снижение. И нажатие на кнопку "Уход на второй круг" ничего не даст.

Даже опытному летчику, участвующему в эксперименте, при хорошей погоде удалось среагировать на это лишь в течение 4 секунд. Пилоту разбившегося самолета потребовалось на это больше. В результате после первого столкновения с деревом у самолета оторвало крыло и он, перевернувшись, стал в полете разрушаться.

Об этом, в том числе, пишет в своей книге Эдмунд Клих, аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете польский эксперт. Он показывает ее наброски.

Сегодня комиссия никак не комментировала ситуацию, при которой в кабине пилотов перед посадкой оказался командующий ВВС Польши, сказав, что он не мог оказывать давления на пилотов. Но в январе 2011-го, когда МАК представил свой доклад, Клих начал протестовать, обидевшись на раскрытие данных о том, что в крови генерала Власика, зашедшего в кабину, был обнаружен алкоголь.

"Зачем это нужно было описывать в докладе МАК? Я протестовал, потому что Власик был пассажиром. Состояние других пассажиров так подробно не описывали", - говорит официальный представитель Польши при Межгосударственном авиационном комитете Эдмунд Клих.

Но другие пассажиры не заходили в кабину пилота, когда тот должен был принимать решение снижаться или уходить на второй круг. Тем не менее, Клих категорически опровергает, "странные", как он говорит, версии, которые до сих пор появляются в польской прессе: о теракте на борту, отключении всех приборов, даже ядерном взрыве.

Корреспондент: "Я почитал подборку прессы, что якобы искусственно кто-то напустил туман".

"Ну, это теории такие были. Мало информации было поначалу. Здесь много игры между политиками, ведь у нас скоро выборы", - говорит Эдмунд Клих.

Правительственная комиссия под руководством Ежи Миллера, польского министра внутренних дел, выясняющая причины катастрофы, в Варшаве не одна. Есть еще комиссия оппозиционной партии, которую создал брат погибшего - Ярослав Качиньский. А также комиссия польской прокуратуры, которая все еще проводит собственной расследование.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей