Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
В России продолжится развитие движения беспилотных грузовиков
17 ноября 2025
Правительство Российской Федерации продлило срок действия экспериментального правового режима в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.

Действие ЭПР продлено до 12 ноября 2028 года. Это важный шаг для развития беспилотного транспорта в России, поскольку его эксплуатация решает ряд проблем: сокращение дефицита кадров, повышение безопасности на дорогах, снижение издержек и развитие отечественных технологий. Теперь в рамках ЭПР будут эксплуатироваться ВАТС не только с водителем в кабине (1 категории), но и без него (2 категории). Утверждены требования к безопасности беспилотников и определен порядок их оценки испытательными лабораториями – организациями, которые будут выдавать сертификат соответствия ВАТС – подтверждать, что машина безопасна.

«Беспилотные логистические коридоры» – это стратегический проект Минтранса России, в рамках которого на дорогах общего пользования уже два года используются беспилотные грузовики для перевозки реальных грузов. Постановлением Правительства РФ действие экспериментального правового режима расширено еще на три региона – Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. Таким образом, в эксперименте теперь задействованы 13 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области, Пермский край, а также Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Чувашская Республика.

В этом году по итогам совещания по развитию беспилотного транспорта заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев поручил Минтрансу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку, принятие и вступление в силу федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесение законопроекта в Правительство запланировано на I квартал 2026 года.

«Развитие беспилотных грузоперевозок – одно из главных направлений развития высокотехнологичного транспорта. Мы экономим топливо, ускоряем логистику и повышаем безопасность на дорогах, поскольку искусственный интеллект может работать круглосуточно, исключая риск возникновения человеческого фактора. ЭПР продлен еще на три года, это значит, что количество грузовиков на дорогах, количество трасс и количество перевезенных грузов будет только расти. Сейчас мы работаем над законом о ВАТС. Его принятие даст нам возможность запустить автомобили без водителя уже в 2027 году», – сообщил Министр транспорта Андрей Никитин.

Закон о ВАТС разрабатывается на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». После успешного тестирования автономных грузовиков в рамках проекта Минтранса «Беспилотные логистические коридоры» на трассах Автодора, АЦТЛ вместе с бизнесом приступили к его разработке. Напомним, что закон о ВАТС определяет ответственность всех лиц, задействованных в беспилотных грузоперевозках.

«За два года испытаний в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) технология беспилотных грузовиков продемонстрировала стабильность, прогнозируемость дорожного поведения и высокий уровень зрелости. Мы также протестировали экономическую модель их применения. Полученный опыт позволяет уверенно двигаться вперёд и формировать полноценную нормативную базу для отрасли. Продление ЭПР ещё на три года подтверждает: в развитии беспилотных грузоперевозок государство видит долгосрочную перспективу и стратегическую важность. Следующий шаг – это выход в нормативное поле и принятие Федерального закона. Основная задача разрабатываемого законопроекта — обеспечить безопасную, юридически определённую и экономически эффективную эксплуатацию ВАТС на автомобильных дорогах. Закон вводит чёткие правила работы для всех участников рынка, устанавливает понятные механизмы ответственности и создаёт прогнозируемую регуляторную среду, необходимую для масштабирования технологий и дальнейшего развития отрасли», – отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

В проекте Минтранса «Беспилотные логистические коридоры» участвуют отечественные перевозчики и ритэйлеры, среди которых: ООО «ПЭК», АО «Национальный перевозчик», ООО «Агро-Авто» (Х5), ПАО «Магнит», ООО «Автотех» и ООО «Газпромнефть-Снабжение» осуществляют грузоперевозки ВАТС на регулярной основе. На трассе используются беспилотные грузовики двух производителей – КАМАЗ и Navio («Автотех»).

«КАМАЗ – это не просто крупнейший российский производитель грузовой техники, это компания с богатой историей, которая всегда шла в ногу со временем. Мы гордимся тем, что можем внедрять передовые российские технологии в наши автомобили, делая их надежными и современными. КАМАЗ всегда был и остается востребованным при перевозке грузов, и мы с гордостью будем продолжать участвовать в стратегически важных проектах Минтранса, работая на благо нашей страны», – сказал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

«Цифровизация транспортной отрасли играет большую роль в построении будущего нашей страны. Мы работаем на благо технологической независимости и верим в то, что автономный транспорт – это одно из перспективных направлений развития отрасли в России. С июня 2023 года мы проехали уже более 7 миллионов километров в автономном режиме. Расширение ЭПР позволит нам увеличивать не только расстояние, но и масштабировать технологию», – директор управления маркетинга и коммуникаций с государственными органами компании Navio Иван Соломин.

Движение грузовиков уже запущено на трассах М-11 «Нева» и ЦКАД, в следующем году запланирован запуск на трассе М-12 «Казань». Сейчас по трассам ездят уже 90 грузовиков, и их пробег составляет 9,5 миллионов километров.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12260