Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

БАМ: магистраль века. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 27.10.2021

От нулевого километра в Тайшете до Советской Гавани в Хабаровском крае – 4287 км. Это все легендарный БАМ. Одноколейная железная дорога, которую строили почти два миллиона человек!

БАМ начинали строить профессиональные строители и военные. Но рук не хватало – привлекли студентов и добровольцев. Молодые парни и девчонки стремились сюда за романтикой. Среди них был и Степан Зуев – ему дали путевку на БАМ в райкоме комсомола.

Реальность оказалось совсем не романтичной. Тайга, холод, болота. Жили в самодельных домах. Кому повезло, заселялись в бытовки – в Тынде из таких целую улицу построили.

Строили здесь и полноценные дома. Причем почти все строители были москвичами. Улицы называли в честь родной столицы: Арбат, Сокольники, Красная Пресня...

За сутки БАМовцы прокладывали по пять километров путей! Работали в три смены. Когда укладчик путей уходил за материалом, строители продолжали сдвигать рельсы вручную, особым «целовальником». Это, кстати, было запрещено – от удара торец рельса деформировался. Увидело бы начальство – оштрафовало! Но это мало кого останавливало. Все торопились.

Дольше всего строили Северомуйский тоннель. Его сдали только в 2003-м! До этого дорога шла в обход. Василий Фомин налаживал электроснабжение для тоннеле-проходческого комплекса. Говорит, скорость проходки в месяц была до 180 метров! При прокладке тоннеля преодолели четыре тектонических разлома.

Чтобы закрепить неустойчивую породу, придумали уникальную технологию: скалу бурили и заливали внутрь силикаты или смолы. Каша из камней превращалась практически в стекло. Сейчас так закрепляют грунт в большинстве тоннелей.

Строят БАМ и сейчас. Но это уже вторая ветка. Вокруг дороги – огромные запасы природных ископаемых. Одно Удоканское месторождение чего стоит! 25 миллионов тонн медной руды. Чтобы освоить их, БАМ должен расширяться.

Анастасия Завидова

Тематические категории: