БАМ: магистраль века. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 27.10.2021
От нулевого километра в Тайшете до Советской Гавани в Хабаровском крае – 4287 км. Это все легендарный БАМ. Одноколейная железная дорога, которую строили почти два миллиона человек!
БАМ начинали строить профессиональные строители и военные. Но рук не хватало – привлекли студентов и добровольцев. Молодые парни и девчонки стремились сюда за романтикой. Среди них был и Степан Зуев – ему дали путевку на БАМ в райкоме комсомола.
Реальность оказалось совсем не романтичной. Тайга, холод, болота. Жили в самодельных домах. Кому повезло, заселялись в бытовки – в Тынде из таких целую улицу построили.
Строили здесь и полноценные дома. Причем почти все строители были москвичами. Улицы называли в честь родной столицы: Арбат, Сокольники, Красная Пресня...
За сутки БАМовцы прокладывали по пять километров путей! Работали в три смены. Когда укладчик путей уходил за материалом, строители продолжали сдвигать рельсы вручную, особым «целовальником». Это, кстати, было запрещено – от удара торец рельса деформировался. Увидело бы начальство – оштрафовало! Но это мало кого останавливало. Все торопились.
Дольше всего строили Северомуйский тоннель. Его сдали только в 2003-м! До этого дорога шла в обход. Василий Фомин налаживал электроснабжение для тоннеле-проходческого комплекса. Говорит, скорость проходки в месяц была до 180 метров! При прокладке тоннеля преодолели четыре тектонических разлома.
Чтобы закрепить неустойчивую породу, придумали уникальную технологию: скалу бурили и заливали внутрь силикаты или смолы. Каша из камней превращалась практически в стекло. Сейчас так закрепляют грунт в большинстве тоннелей.
Строят БАМ и сейчас. Но это уже вторая ветка. Вокруг дороги – огромные запасы природных ископаемых. Одно Удоканское месторождение чего стоит! 25 миллионов тонн медной руды. Чтобы освоить их, БАМ должен расширяться.
Анастасия Завидова