9 декабря 2002, 15:24
Другое время
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: В эфире еженедельная программа "Другое время". Здравствуйте. На этой неделе последовательно было объявлено о том, что Соединенные Штаты готовы неограниченно печатать доллары для того, чтобы поддержать на плаву свою экономику и, надо полагать, финансировать войну с Ираком. После чего в отставку были отправлены министр финансов и экономический советник президента Буша. Это все может обернуться самыми драматическими последствиями для мировой экономики. И не только для экономики. Российских официальных экономистов это все интересует очень мало.
АМЕРИКАНСКИЙ КРИЗИС
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Событие, на которое стоило бы обратить самое пристальное внимание - президент Буш отправил в отставку руководителей своего экономического блока. Самых влиятельных экономических чиновников в мире, по сути.
ВИДЕОСПРАВКА:
Министр финансов США Пол О'Нил и советник президента по экономическим вопросам Ларри Линдси подали в отставку. Они покинут свои посты к концу года. В связи с этими отставками пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер заявил: президент Буш "неоднократно указывал, что экономика страны продолжает наталкиваться на препятствия, и что его не устраивают нынешние темпы экономического роста".
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Последние данные экономического мониторинга действительно крайне неприятны. Это и 6-процентная безработица, и 12-процентное падение продаж американских автомобилей – очень чувствительный для Штатов показатель. Другое дело, что эти неприятности совсем не новы. И именно эти два чиновника считались наиболее адекватными в оценке состояния американской экономики и путей выхода из кризиса.
Что же произошло? Напомню, в американской администрации жестко борются два крыла. "Изоляционисты", которые видят выход в том, чтобы Америка поджалась, сосредоточившись на своих огромных внутренних проблемах. В том числе это подразумевает контролируемую девальвацию доллара. К ним безусловно относили двух уволенных финансистов. И "силовики", партия Чейни-Рамсфельда – сторонники внеэкономических мер выхода из кризиса. Первой такой мерой является развязывание большой войны с целью заставить весь мир оплатить выход Америки из кризиса. В итоге Буш больше не верит в изоляционистский вариант. Либо нервы сдали. Выбран путь, можно сказать, последовательного авантюризма. Ставка на войну любой ценой.
Из бюджета этих денег получить невозможно. Во всяком случае, пока Минфин контролируют вменяемые люди, вроде Пола О'Нила. Теперь, можно сказать, выбрана самая дикая стратегия, смешанная: силовой вариант с неограниченной денежной накачкой.
ВИДЕОСПРАВКА:
По словам председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, "если случится, что потенциал понижения процентной ставки будет исчерпан, то ФРС станет покупать казначейские облигации США, чтобы увеличить денежную массу и тем самым стимулировать экономическую активность". Газета "Нью-Йорк таймс" приводит слова одного из управляющих ФРС Бена Бернанке: "Нет никакого разумного предела увеличения ликвидности,– заявил он. - Правительство США располагает технологией, называемой "печатный станок" – или его электронным эквивалентом, – которая позволяет производить столько долларов, сколько оно пожелает, практически бесплатно".
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Сначала казалось, что у руководителей ФРС просто съехала крыша. После последних отставок можно предположить, что они просто более точно оценивают текущий момент. Теперь, после разгрома экономического блока администрации, путь к войне открыт. Можно дербанить бюджет.
Михаил ХАЗИН, президент "Неокон": Называются цифры от пятидесяти миллиардов долларов до двухсот и даже до пятисот миллиардов долларов. В этой ситуации руководителям и идеологам этой операции - Вольфовицу, Рамсфельду и Чейни необходим свободный контроль за бюджетными деньгами, и, прежде всего, - секретными фондами Министерства финансов, объемы которых достигают приведенных выше цифр стоимости операции. И по этой причине они были крайне заинтересованы в том, чтобы взять под свой контроль как Министерство финансов, так и Службу экономических советников президента, которые могли бы донести до него реальные объемы финансирования.
Ну, и некоторым дополнительным фактором является то, что девальвация доллара вызовет серьезную дестабилизацию на мировых фьючерсных рынках в связи с существенным изменением отношений валют, что может создать серьезные проблемы инвестиционным гигантам Уолл-стрита, таким как "Мэри Линч", "Голдман Сакс" и другим. И в этой ситуации эти банки очень заинтересованы в том, чтобы у руководства бюджетными американскими деньгами стояли люди, наиболее близкие к ним, которые бы могли в нужную минуту оказать им необходимую поддержку.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Как все мило и знакомо! Тот же наш 98-й год, только в масштабах, на порядки больше. И сопровождаемый финансовым изнасилованием Соединенными Штатами всей мировой экономики в особо циничной форме с применением технических средств. Выбор силового варианта говорит о том, что у администрации Буша нет экономической возможности отказаться от войны, невзирая на последствия. Последствием может стать резкая девальвация доллара и резкое падение мирового спроса. В том числе и на наше российское экспортное сырье.
Забавно, что в нашем нынешнем правительстве нет ни одного человека, который мог бы адекватно прореагировать на развитие ситуации в мире, но даже просто обратить на нее внимание. Горе горькое по свету шлялось и на нас невзначай набрело.
КИТАЙСКАЯ КАРТА
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Наши отношения с Китаем – вокруг них все время какая-то двойственность. Вот хотя бы такой штрих: визит Путина в Китай совпал с выборами столицы ЭКСПО-2010. Обидели нас: Шанхай победил Москву. Обижаться тут нечего. Обижаться тут можно только на себя. Сегодня мощь, перспективы и динамика Китая отличаются от России настолько же, насколько Шанхай отличается от Москвы.
Александр НЕВЗОРОВ: Ну вот, ощущение такое, что все это как бы сплошная ритуалистика политическая, что это некий средневековый древний китайский театр, где нет ни драматургии отчетливо выраженной, ни сенсаций. Но на самом деле все гораздо интересней, ибо вот эти вот бесцветные губы китайских старцев, они как бы шепчут России все время известные строчки из "Маугли": "Мы с вами одной крови, мы с вами одной крови". И нам очень давно это пытаются объяснить, причем это по-настоящему оптимистический признак, это высокий признак. Потому что Китай с его поразительной интуицией, которая оточена несколькими тысячелетиями блистательной цивилизации, - он все время, как вы можете заметить, как-то пытается потереться носами с Россией, да? Инцидент на Даманском не в счет - это случайность, и это скорее исключение, которое подтверждает правило. И вот это вот удивительное, удивительное желание дружить и удивительное желание делать на нас ставку - это очень добрый знак для России.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Добрый знак – это очень здорово. Особенно если учесть, что с другой стороны нам все время показывают совсем другие знаки именно в отношении Китая. И эти знаки очень охотно подхватываются нашей компрадорской элитой, полностью ориентированной на Запад.
Разводить Россию с Китаем – это глобальная задача. Обидно только, что эта задача в гораздо большей степени диктуется опасениями по поводу Китая, чем по поводу России.
ВИДЕОСПРАВКА:
По мнению британской газеты "Файнэншл таймс", "Китай был застигнут врасплох той быстротой, с которой Россия сделала себя союзником США после сентября 2001 года. Пекину не понравилось, что Путин смирился с противоракетной оборонной инициативой США и базами в Центральной Азии. Россия очень хотела бы продавать сибирские энергоносители Китаю, но ее тревожит долгосрочное демографическое давление Китая на ее пустынные регионы. Их отношения, стало быть, сейчас являются своего рода браком дипломатического удобства. Как на стратегического партнера Россия и даже Китай все еще, вероятно, поглядывают больше в сторону США, чем в сторону друг друга".
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Тем не менее Китай делал и будет делать добрые знаки не из каких-либо исторических культурных чувств. Россия пока еще остается единственной страной, которая может позволить Китаю состояться, как великой мировой державе.
Вся политика Соединенных Штатов нынешняя построена на одном – на концепции единственной глобальной сверхдержавы. Своей экономической мощью Соединенные Штаты, как это показывает практика, этого обеспечить не могут. Российско-китайское сотрудничество – единственный шанс создания многополярного мира, в котором есть место и для России. И главным здесь является не продажа энергоносителей, а, как бы кто этого не стеснялся, сотрудничество в военной сфере. Мы нужны Китаю пока мы обладаем оборонными технологиями, которых у Китая нет, обеспечивающими мировое лидерство. Если мы их утратим, мы будем не нужны никому.
Виталий ТРЕТЬЯКОВ: Прежде всего, Китай является одной из немногих стран мира, который может сегодня оспаривать вселенский гегемонизм США. В принципе это позиция и Москвы, и мы заинтересованы в сотрудничестве на этом плацдарме. Следующее. Бурно развивающаяся экономика Китая требует притока энергоресурсов. Их нет у самого Китая, они есть у России: в Сибири и на Дальнем Востоке. Это коммерческий интерес, очень значительный по масштабу. Китай является одним из главных покупателей российского оружия. Это и военно-технический интерес, это развитие наших военных технологий, это чистые деньги, которые поступают в российский бюджет. Наконец, и для России, и для Китая стоят проблемы внутреннего сепаратизма, перспективы возможного отпада некоторых территорий от наших стран. И Пекин и Москва заинтересованы в том, чтобы этого не случилось, в том, чтобы на международном уровне совместно решать эти проблемы. Все это реальность, а не мифы.
РУССКИЙ СТАНДАРТ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: В последнее время у нас ретиво взялись за образование. Причем, что интересно, не за экономику образования, которая действительно находится в жутком и невменяемом состоянии по причине своей якобы бесплатности, а за содержание. Обнародован новый, так называемый государственный стандарт образования. Со всеми разговорами о прагматичности, востребованности рынком появляется одно: новый стандарт предусматривает резкое сокращение преподавания гуманитарных дисциплин, в первую очередь, литературы и истории, и увеличения прикладных, полезных для практического применения широкими народными массами в рыночной экономике.
Виталий ТРЕТЬЯКОВ: А дилемма довольно проста. Давно уже в России, как в царской, так и советской, существовало разделение светского образования на две ветки. В царской России – классическая гимназия, в Советской России – средняя школа. Это было в основном гуманитарное фундаментальное образование, которое порождало настоящих специалистов широкого профиля, в конечном итоге настоящих ученых. Реальные училища в царской России, система профессионально технических училищ (ПТУ) в Советской России создавала практиков, людей, которые могут сделать одну конкретную вещь, которые не придумывают, а исполняют то, что им поручено более классными специалистами.
Как мне кажется, нынешняя реформа предполагает перевести фактически всю систему образования на систему тех самых царских реальных училищ или советских ПТУ. Это может быть неплохо для нашего практического прагматического века. Но все-таки это, видимо, облегчает нашу науку от людей, которые могут создавать фундаментальные вещи, которые могут делать фундаментальные открытия и которые, собственно говоря, могут двигать и науку, и производство в стране вперед.
ВИДЕОСПРАВКА:
Владимир ПУТИН: Российские граждане должны получать такие знания, которые нужны им не только сегодня, но и в будущей жизни. Причем речь идет не только о прикладных дисциплинах, но и фундаментальных знаниях в сфере социальных наук, международной и общественной жизни.
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Позиция президента, представленная на встрече с ректорами российских вузов, находится в явном противоречии с идеями Минобразования. Там есть еще одна такая характерная деталь. Кастрация гуманитарного образования классического компенсируется ростом изучения иностранного языка. То есть, нам нужны не просто ПТУшники-реалисты, а реалисты, умеющие понимать команды хозяина.
На самом деле все очень просто. Если все пойдет в этом направлении через 10 лет вырастет поколение, с которым нам просто не о чем будет разговаривать. И все - никаких проблем. И, кстати, весь этот гвалт вокруг внедрения факультативного обучения православной культуры. Такое впечатление, что это специально спровоцировано, чтобы отвлечь внимание от последовательной действительно политики маразматизации российской школы. Если говорить об истории религии, то история религий – вообще составная часть, причем, существенная, нормального курса истории. Почему-то историю борьбы классов изучать можно и никто не питюкает, хотя до сих пор основные учебники в нашей школе абсолютно марксистские по сути. А историю духа и идей изучать вредно. Что касается религиозного воспитания, то, в конце концов, это и есть "образование" в прямом смысле слова. От слова образ.
ВИДЕОСПРАВКА:
Владимир ПУТИН: И, наконец, несколько слов о часто критикуемом консерватизме российской системы образования. Благом для нашей страны является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. В этом смысле нам есть, чем гордиться.
ПОВОРОТ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Россия возвращается в Среднюю Азию. Несмотря на присутствие там наших американских союзников. А возможно именно потому.
Потому что никто, кроме нас, не способен обеспечить стабильность в этом регионе. Именно поэтому Россия присутствует именно в тех среднеазиатских республиках, которые без нашего присутствия не способны обеспечить внутренний мир, а тем более противостоять внешним манипуляциям.
ВИДЕОСПРАВКА:
"Россия, - пишет "Нью-Йорк таймс", - начала развертывать в Киргизии эскадрилью истребителей, бомбардировщиков и других самолетов, расширяя тем самым свое военное присутствие в бывшей советской среднеазиатской республике после того, как в прошлом году там открылась американская база для войны в Афганистане. Эти самолеты - авангард сил, в составе которых в конечном итоге будет более 20 российских боевых самолетов и более 700 военнослужащих.
По словам сотрудников министерства обороны, российская эскадрилья обеспечит воздушную мощь для контингента наземных войск, численность которых составит более 5 тысяч человек, как из России, так и из Киргизии, Казахстана и Таджикистана".
Михаил ЛЕОНТЬЕВ: Расширение российского присутствия в...

