Из музея в Одессе украли картину Караваджо «Взятие Христа под стражу»
Невероятная кража в Одессе. Из местного музея через окно вынесли картину ценой не менее 100 миллионов долларов. Это полотно кисти итальянца Караваджо, художника с короткой, но бурной биографией.
За 39 лет он успел узнать огромную славу и потерять всe, когда убил человека из-за ссоры во время игры в мяч. Картины Караваджо - редкость в музеях. Единственная в России - хранится в Эрмитаже. На Украине работ художника больше не осталось.
Репортаж Марии Шубиной.
Еще вчера в этом зале одесского Музея Западного и Восточного искусства красовалась жемчужина коллекции, картина кисти великого Караваджо - "Взятие Христа под стражу". Сегодня - зияющая дыра. Страшную пропажу обнаружили хранители музея по приходе на работу. Тут же вызвали милицию, кинологов с собаками. Но тщетно: выйти на след преступников не удалось. Те действовали быстро и безошибочно: проникли в зал через окно второго этажа, причем даже стекло не разбили, а тихо выдавили, варварски вырезали картину из рамы и тем же путeм ушли - по крышам соседних домов. Сигнализация, которая, по утверждению администрации, в музее была, не сработала. А единственный охранник, дежуривший в эту ночь, не услышал ни малейшего шума.
Украденное полотно, также известное под названием "Поцелуй Иуды", написано Караваджо 406 лет назад. Причем картина существует в 3 вариантах: художник написал равноценные копии для 3 разных владельцев. За прошедшие 4 столетия одна попала в Рим, другая в монастырь Дублина, а третья, купленная русским послом в Париже, после долгих путешествий попала в Одессу. Но и тут сохранялась интрига. Долгое время вместо имени автора на табличке под картиной стоял знак вопроса. Лишь в конце XX века искусствоведы точно установили: это подлинник Караваджо - мастера передать нюансы света и формы, титана эпохи Возрождения. Приблизительная стоимость его шедевра - более 100 миллионов долларов. Но продать его даже на черном рынке преступникам будет нелегко.
Виктор Никифоров, директор музея: "Ума не приложу, кто мог заказать эту картину. Как говорил принц Флоризель, "продать этот бриллиант будет потруднее, чем Cобор Парижской Богоматери". Картина слишком известна в художественных кругах. Никакой серьезный человек не станет еe ни продавать, ни покупать".
Но как причудливо переплетаются жизнь и искусство! Именно эту картину Караваджо однажды уже похищали, правда, не в реальности, а на киноэкране. Герой блистательного Кевина Спейси выносит "Поцелуй Иуды" из ирландского музея среди бела дня, просто, чтобы доказать полицейским, что ему и самое дерзкое преступление по плечу. Правда, потом не наживается на похищенном, а возвращает в галерею монастыря. Хранители одесского музея опасаются, что в их случае всe будет прозаичней, и эту картину простые зрители теперь смогут созерцать только в каталогах. Еще печальней, что полотно даже не было застраховано, так что возмещать музею многомиллионные убытки просто некому.