Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 сентября 2008, 21:15

Путин рассказал, кто подтолкнул Тбилиси к агрессии и грозит ли миру «холодная война»

Об агрессии Грузии против Южной Осетии говорил премьер Владимир Путин. Он встретился в Сочи с участниками международного клуба "Валдай", в который входят самые влиятельные в мире эксперты по России.

Как отметил глава правительства, наша страна не могла не отреагировать на то, что случилось в начале августа на Кавказе.

Репортаж Антона Верницкого.

Российский премьер на встречу с политологами, участвующими в заседаниях дискуссионного клуба "Валдай", пришел в разгар их рабочего обеда. Первым делом Владимир Путин сказал, что не уверен в совпадении взглядов и точек зрения. Но пообещал на все вопросы отвечать откровенно.

Владимир Путин, председатель правительства Российской Федерации: "Я смотрю, вы еще не все съели. Это напрасно, потому что дальше есть будет сложно".

За те 5 лет, что существует этот дискуссионный клуб, все его участники - профессора крупнейших мировых университетов, редакторы влиятельных политических газет со всего мира, от США и Канады до Индии, Японии и Кореи - уже привыкли получать от Путина откровенные ответы на свои не менее откровенные вопросы. Впервые подобная встреча прошла в 2004-м на Валдае. От этого и название "Дискуссионный клуб Валдай". Естественно, большая часть вопросов к российскому премьеру касалась кризиса вокруг Южной Осетии.

Джонатан Стил, ведущий корреспондент отдела международной информации газеты "The Guardian" (Великобритания): "Я знаю, что вы были озлоблены той позицией, которую заняла западная пресса. Вы сразу же заявили о том, что именно Грузия начала эту войну. Но затем российские войска стали продвигаться дальше на территорию Грузии. Российские самолеты бомбили Гори, и во многом казалось, что это была не попытка защитить Южную Осетию, а попытка некоего реванша. Хотелось бы узнать, почему российские войска повели себя именно таким образом?"

Владимир Путин: "Ну, вы знаете, меня ваш вопрос не удивляет. Меня удивляет другое. Насколько же все-таки мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Просто это потрясающе. Удивительно. Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не лезет.

Я не верю, что здесь, в этом зале, есть люди, которые не знают реалий. Все прекрасно понимают и знают, как события разворачивались в действительности.

Во второй половине дня это все началось 7 числа, и только 9, в ночь с 9 на 10, подошли наши войска к Цхинвалу. И вы знаете, я же был в Пекине, смотрел мировые электронные средства массовой информации, полная тишина в эфире. Как будто вообще ничего не происходит. Как по команде просто. Я вас поздравляю, понимаете, вот того, кто этим занимается, я поздравляю. Это замечательная работа. Но результат плохой. И он всегда будет таким. Потому что эта работа - нечестная и аморальная. Аморальная политика всегда проигрывает".

На самом же деле, по словам Владимира Путина, агрессия Грузии против Южной Осетии, готовилась очень давно. Под информационным прикрытием западных средств массовой информации, постоянно заявлявших об имперских настроениях в соседней России, грузинская армия усиленно вооружалась.

Владимир Путин: "Наши американские партнеры постоянно занимались подготовкой грузинских вооруженных сил. Вкладывали туда немалые деньги, послали туда огромное количество инструкторов, которые мобилизовывали армию грузинскую. И вместо того, чтобы заниматься поиском, достаточно сложным поиском решения в межэтнических противоречиях и межэтническом конфликте, на мой взгляд, просто одну из сторон этого конфликта, грузинскую сторону, подтолкнули к этим агрессивным действиям. Вот что произошло. Конечно, мы вынуждены были отвечать. А как же иначе? Или что, нам и в этом случае нужно было утереть кровавые сопли, как в таких случаях говорят, и склонить голову? Вы что хотите, чтобы мы вообще привели к полной разбалансировке ситуацию на Северном Кавказе России?"

По словам Путина, в последние годы ситуацию на российском Северном Кавказе усиленно расшатывали извне. Зачастую при помощи работающих в нашей стране неправительственных организаций.

Владимир Путин: "Мы фиксируем, зафиксировали даже создание неправительственных организаций в некоторых республиках Северного Кавказа, которые под предлогом защиты Южной Осетии начали ставить вопрос об отделении от России. Значит, мы защитили Южную Осетию - плохо, не защитили бы - мы получили бы второй удар. Уже по раскачке Северного Кавказа России. Но наглости просто нет предела. Теперь почему мы действовали так, а не иначе? Да потому что инфраструктура, которая использовалась для нападения на Цхинвал, на наших миротворцев и на Южную Осетию в целом, инфраструктура выходила далеко за рамки самого Цхинвала, пункты управления, радиолокационные станции, склады с вооружениями. А что вы хотели, чтобы мы там только перочинным ножичком, что ли, размахивали? Потом я слышу о неадекватности применения силы. А что такое адекватное применение силы? Когда против нас используют танки, системы залпового огня, тяжелую артиллерию. Мы что, из рогатки, что ли, должны стрелять? Что такое в данном случае адекватное применение силы? Конечно, и этого следовало ожидать тем, кто затеял эту провокацию, что они получат по морде как следует. Если есть пункты управления за территорией, за зоной конфликта, значит, удары должны быть нанесены туда. А как же? Этого требует военная наука. Давайте вспомним, с чего началась Вторая мировая война. 1 сентября фашистская Германия напала на Польшу. Потом напали на Советский Союз. Надо было нам только дойти до границы и остановиться, что ли? Между прочим, в Берлин вошли не только советские войска. Там были американцы и французы. И англичане. Чего туда пришли-то? Постреляли бы вдоль границы и все. Остановились. Ведь не остановились! Агрессор должен быть наказан!"

При этом, по словам Путина, у России нет и не было никакого желания покушаться на суверенитет бывших республик Советского Союза. В то время как США и их европейские партнеры подчас международное право или игнорируют, или используют в свою пользу, думая, прежде всего, о собственных геополитических интересах. Как это было в случае с признанием независимости Косова, вводом войск в Афганистан или началом войны в Ираке.

Владимир Путин: "Надо было и здесь вооруженные силы использовать. Ну, так нравится стрелять и бомбить, что, казалось, и здесь будет успех. Почему если в других местах успеха нет, ни в Афганистане, ни в Ираке, ни на Ближнем Востоке, почему здесь решили, что будет успех?! И здесь провалились. И в будущем будут проваливаться те, кто считает, что это самый эффективный инструмент внешней политики в современном мире. Поэтому Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и предложил выйти на новые договоренности. В чем они должны заключаться? Да принцип, вы понимаете, один должен быть. Надо договориться, по каким правилам будем жить".

Дальнейшее общение участников дискуссионного клуба перешло в историческую плоскость. Англичанин Ричард Саква, декан Кентского университета, заговорил о Грибоедове, заключившем договор с Персией в 1829 году, и о сложных отношениях еще царской России с Британией.

Ричард Саква, декан факультета политики и международных отношений Кентского университета (Великобритания): "В течение 200 лет Россия не смогла создать стабильных уверенных отношений с Западом. Почему это было невозможно?"

Владимир Путин: "Послушайте, вы меня спрашиваете, почему Россия не смогла создать стабильных отношений с Западом. Да, а я хочу вас спросить, а чего же Запад не создал стабильных отношений с Россией?

С двух сторон должны быть сделаны усилия. Вы понимаете, когда мы говорим о равноправных отношениях, то это значит, уважать друг друга. А если уважать, то значит, признавать как равного партнера. Я не хочу никого обидеть, но нет сегодня у Западной Европы своей внешнеполитической линии. Россия в такой системе отношений функционировать не может и не будет.

Посмотрите, что происходит в политической практике наших американских партнеров. Там, не дай бог, условно говоря, вступить в какие-то противоречия с нашими американскими партнерами на американском континенте. Это считается "святая святых". А подогнать корабли с ракетным вооружением за 200 километров от того места, где мы находимся, - это нормально. Это что, равный подход?

Вы понимаете, нет у нас никаких имперских амбиций, в которых нас пытаются обвинить. И не будет".

Итоги общения с российским премьером подвели сами политологи, участвовавшие в работе дискуссионного клуба.

И в рамках "Дискуссионного клуба Валдай" перед собравшимися выступали президенты Абхазии и Южной Осетии. Сергей Багапш подчеркнул, что Абхазия будет развиваться как самостоятельное, независимое государство, но при этом будет устанавливать самые тесные отношения с Россией. Однако абхазский Президент заявил, что республика собирается войти в СНГ и подать заявку на вступление в Союзное государство России и Белоруссии. До этого, по словам Багапша, сначала с Россией будет заключено соглашение о сотрудничестве.

Сергей Багапш, Президент Абхазии: "После подписаний необходимых соглашений и документов - это вопрос непростой и поэтапный, мы будем делать заявку на участие в Союзном государстве, если это будет расширение СНГ, то готовы участвовать и там. И в ОДКБ тоже. Поэтому - это наша линия, это наши принципы. Но это будут решать те, кто сегодня там находится. Мы – за".

О внешней политике Южной Осетии в Сочи говорил еe президент Эдуард Кокойты. Российский премьер провел с ним первую свою двустороннюю встречу после признания Россией независимости Южной Осетии.

Планируется, что завтра здесь же, в Сочи, в рамках дискуссионного клуба с политологами встретится и Президент России Дмитрий Медведев.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей