В Иране обостряется противостояние властей и сторонников оппозиции
В то время, как духовный лидер страны - аятолла Сейед Али Хаменеи одобрил официальные результаты президентских выборов, противники победившего в ходе голосования Махмуда Ахмадинежада готовят новые акции протеста.
Для усмирения демонстрантов в Тегеран введны спецподразделения силовиков, а некоторых иностранных журналистов из числа тех, что освещают события последних дней, депортируют из Ирана.
Репортаж Сергея Алексеева.
Тегеран расколот на части: ликование и музыка на центральной площади и уличные бои с полицией на окраинах. Сторонников кандидата от оппозиции Мир Хоссейна Мусави отряды спецназа оттеснили в северные районы, блокировав территорию расположенного там университетского городка.
Старейший вуз страны 30 лет назад поддерживал исламскую революцию, а сегодня студенчество стало на сторону оппозиции - пёстрой и неоднородной. Либералы, приверженцы духовных ценностей и даже сторонники монархии, объединились против Ахмадинежада.
За минувшие сутки полицию несколько раз встречали градом камней и бутылок, в ответ в ход шли дубинки и слезоточивый газ. Точное количество задержанных неизвестно: есть информация, что ночью, когда основная масса протестующих разошлась по домам, начались аресты и обыски.
По сведениям оппозиции, за решетку отправлены более полутора сотен её активистов, а также их ближайшие родственники. До сведения протестующих доведён призыв их лидера: сторонникам Мусави предлагают продолжать манифестацию.
Садех Хамзенежад, житель Тегерана: "Город бушует, а самого Мусави не видно. Если бы он выступил перед народом лично, возможно, беспорядки удалось бы прекратить".
Чтобы Мусави сейчас выступил на публике или по телевидению - сценарий из разряда почти невозможных. Официальные каналы транслируют митинги в поддержку Ахмадинежада, иностранным - работать всё труднее. Вслед за закрытием канала "Аль-Арабия", полицейские явились и в офис NBC, как сообщается, у американцев конфисковали оборудование.
У двух голландских журналистов, работавших неподалеку от штаба Мусави, отобрали камеру, а вместе с ней и разрешение на съёмку. А немецкая телекомпания ARD разыскивает своего сотрудника: второй день от него никаких вестей. Всем иностранным журналистам советуют уехать. Аргумент один: выборы закончились, победитель известен.
Лидер Ирана Махмуд Ахмадинежад перед телекамерами спокоен. На пресс-конференции он благодарит народ Ирана за оказанную поддержку, своих противников обвиняет в коррупции и клевете, а столкновения в Тегеране, на его взгляд, вообще не носят политического подтекста.
Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана: "Участники беспорядков в Тегеране мало чем отличаются от футбольных болельщиков - их может быть 50 или 70 тысяч, но ими движет одна лишь обида: проиграла их любимая команда".
Но уже на площади перед своими сторонниками лидер Ирана резок и суров. Он не потерпит неповиновения и накажет бунтующих по всей строгости закона. На его стороне - духовный руководитель Ирана, аятолла Хаменеи, он уже обратился к нации с призывом - признать безоговорочной победу Ахмадинежада. 62% голосов - результат убедительный.
"Верните наши голоса!" - один и тот же лозунг на улицах Вашингтона, Берлина, Копенгагена и Брюсселя. События в Тегеране всколыхнули персидскую диаспору по всему миру.
Иранцы приходят к посольствам исламской республики, где голосовали несколько дней назад. Они убеждены, что их - живущих за границей - просто вообще не приняли в расчёт.

