Интерактивная выставка необыкновенных картин открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка, где представлены картины, на которых изображены отражения людей или предметов в зеркалах.
Как известно, зеркало помогает художнику изучать метаморфозы пространства, решать композиционные и стилистические задачи. Однако кроме прикладных функций у зеркала есть мистические свойства.
Когда задумали выставку, не знали, что картин с зеркалом будет так мало. А потом удивились, как много загадок оказалось в каждой из них.
Наталья Адаскина, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующая отделом графики XX века ГТГ: "Вот эти разбитые зеркала, разбитый на клочки мир, в котором человек еще должен себя собрать и человек должен себя собрать в этом разбитом мире".
Как пазл - собрать мир, найти себя или даже - автора. Полотно 150 лет считали кисти неизвестного художника. Выяснилось: не художника, а художницы: свой автопортрет она прописала едва заметно. Но как только разглядели, что это не просто картина в интерьере, а зеркало с отражением, узнать фамилию стало возможным. В середине XIX века женщин у мольберта - единицы.
Людмила Маркина, доктор искусствоведения, профессор, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века ГТГ: "Она не была профессиональной мастерицей - не прошла - ведь не принимали еще в Академию художеств. Сопоставляя работы других художниц, я поняла - это сестра знаменитого Василия Самойлова - Любовь Самойлова".
В русской живописи зеркало долгое время оставалось лишь частью интерьера. Возможно потому, что до XVII века вообще считалось – смотреться в зеркало - грех.
Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом новейших течений ГТГ: "У нас не было Ренессанса. Мы иначе чувствуем форму, иначе переживаем реальность, иначе чувствуем тела, которые в этой реальность".
В XX веке зеркало не просто отражает реальность, а создает новую. Потрет Лепешинской кисти Александра Герасимова. Первый план почти небрежный. Черную драпировку художник просто не дорисовал. Главное в этой картине - не балерина, а отражение.
Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом новейших течений ГТГ: "Рама картины проще, чем рама зеркала. Это означает, что художник верит больше в ту реальность. Она насыщена, тем более там мастер".
Иллюзию сделать реальной: отражение прорисовано не менее тщательно, а реальность превратить в фикцию: ведь не ясно, что важнее. С помощью зеркала художник заставляет зрителя задуматься - что вымысел, а что правда, и в чем вообще смысл. Яснее и загадочнее всего сказала об этом Ахматова: "Себе сама я с самого начала то сном казалась, то ли бредом, то отражением в зеркале чужом".
Отсутствие отражения - тоже прием. Как выглядит грубая Венера Петра Кончаловского, не знает ни художник, ни сама Венера. А это парадокс советской живописи, объясняют искусствоведы – на картине Евсея Моисеенко реализм отражается кубизмом. Художник контрабандой вводит авангард, чтобы показать - он знаком с этой техникой. Эти картины интересно не только рассматривать, но и разгадывать. Возможно поэтому, организаторы выставки назвали ее интерактивной. И заверили: рассматривая отражения других, зритель сможет лучше разглядеть себя.