Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 декабря 2009, 18:14

Интерактивная выставка необыкновенных картин открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка, где представлены картины, на которых изображены отражения людей или предметов в зеркалах.

Как известно, зеркало помогает художнику изучать метаморфозы пространства, решать композиционные и стилистические задачи. Однако кроме прикладных функций у зеркала есть мистические свойства.

Когда задумали выставку, не знали, что картин с зеркалом будет так мало. А потом удивились, как много загадок оказалось в каждой из них.

Наталья Адаскина, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующая отделом графики XX века ГТГ: "Вот эти разбитые зеркала, разбитый на клочки мир, в котором человек еще должен себя собрать и человек должен себя собрать в этом разбитом мире".

Как пазл - собрать мир, найти себя или даже - автора. Полотно 150 лет считали кисти неизвестного художника. Выяснилось: не художника, а художницы: свой автопортрет она прописала едва заметно. Но как только разглядели, что это не просто картина в интерьере, а зеркало с отражением, узнать фамилию стало возможным. В середине XIX века женщин у мольберта - единицы.

Людмила Маркина, доктор искусствоведения, профессор, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века ГТГ: "Она не была профессиональной мастерицей - не прошла - ведь не принимали еще в Академию художеств. Сопоставляя работы других художниц, я поняла - это сестра знаменитого Василия Самойлова - Любовь Самойлова".

В русской живописи зеркало долгое время оставалось лишь частью интерьера. Возможно потому, что до XVII века вообще считалось – смотреться в зеркало - грех.

Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом новейших течений ГТГ: "У нас не было Ренессанса. Мы иначе чувствуем форму, иначе переживаем реальность, иначе чувствуем тела, которые в этой реальность".

В XX веке зеркало не просто отражает реальность, а создает новую. Потрет Лепешинской кисти Александра Герасимова. Первый план почти небрежный. Черную драпировку художник просто не дорисовал. Главное в этой картине - не балерина, а отражение.

Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом новейших течений ГТГ: "Рама картины проще, чем рама зеркала. Это означает, что художник верит больше в ту реальность. Она насыщена, тем более там мастер".

Иллюзию сделать реальной: отражение прорисовано не менее тщательно, а реальность превратить в фикцию: ведь не ясно, что важнее. С помощью зеркала художник заставляет зрителя задуматься - что вымысел, а что правда, и в чем вообще смысл. Яснее и загадочнее всего сказала об этом Ахматова: "Себе сама я с самого начала то сном казалась, то ли бредом, то отражением в зеркале чужом".

Отсутствие отражения - тоже прием. Как выглядит грубая Венера Петра Кончаловского, не знает ни художник, ни сама Венера. А это парадокс советской живописи, объясняют искусствоведы – на картине Евсея Моисеенко реализм отражается кубизмом. Художник контрабандой вводит авангард, чтобы показать - он знаком с этой техникой. Эти картины интересно не только рассматривать, но и разгадывать. Возможно поэтому, организаторы выставки назвали ее интерактивной. И заверили: рассматривая отражения других, зритель сможет лучше разглядеть себя.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей