Легенда авиации — снова в небе
В Самаре энтузиасты собрали бомбардировщик времен Великой Отечественной войны - самолет У-2. На поиск деталей ушли долгие годы. Главное - никаких новых технологий и современных материалов: на точно таких же бипланах советские летчики сражались с гитлеровскми эскадрильями.
Затея, многим поначалу казавшаяся неосуществимой, - на взлет идет легенда авиации, ночной бомбардировщик второй мировой войны. Знаменитый У-2.
Самолет, давший путевку в небо тысячам советских летчиков, как только не называли, - небесный тихоход, кукурузник, летающая парта… Это один из самых долговечных самолетов в мире. Биплан серийно выпускали на протяжении 35 лет. Чтобы оказаться за штурвалом самолета своей мечты, самарские авиаторы-энтузиасты трудились шесть лет.
"На самом деле самолет-то деревянный, и ткань, и все дерево за столько лет оно пришло в негодность, и многие стальные детали тоже, представляете - столько лет. Мы нашли этот фюзеляж на огороде, хорошо, что спасся, что его не сожгли, не подавили", - говорит пилот-инструктор Евгений Смирнов.
Конструкцию воссоздавали по чертежам. Оригинальные, "родные" детали У-2 собирали, без преувеличения, по всей стране. Запчасти выискивали там, где когда-то базировались летные училища. Воздушный винт - в Бугуруслане, в Красном Куте - муфты шасси. В Сургуте - подарили двигатель. Фюзеляж, крылья самолета, - в общем всe, что из дерева, - пришлось делать самим.
"Мы применили древесину сушеную, лучшего качества, я лично ее отбирал, на лесобазах, в мебельных мастерских, по ГОСТу авиадревесины", - рассказывает пилот-инструктор Евгений Смирнов.
Мало кто мог представить, что мирный учебный самолет из фанеры в годы Великой Отечественной войны станет для гитлеровцев костью в горле. Именно на У-2 70 авиаполков в любую погоду, в любое время суток бомбили, перевозили раненых и грузы, летали на разведку и к партизанам.
За характерный только для У-2 звук солдаты вермахта называли самолет кофемолкой и даже швейной машинкой.
Знаменитые "ночные ведьмы" - так их прозвали немцы. Целый авиаполк бомбардировщиков был полностью скомплектован из женщин. Прорываясь на низкой высоте к железнодорожным узлам, штабам и переправам, они вдребезги разносили стратегические объекты. Наносимый ночными бомбежками ущерб заставил Гитлера сформировать целую эскадрилью из немецких асов. За каждый сбитый женский экипаж немецкие летчики получали одну из высших наград Вермахта - Железный крест.
"Любой вылет - подвиг однозначно, тем более, когда висели бомбочки. Я честно говоря, мало представляю, как 18-летние девчонки, да еще ночью могли что-то делать, это за пределами как-то здравого смысла, и это массовое всe, - великий народ", - говорит инженер-испытатель летательных аппаратов Владимир Пташинский.
Раритетный самолет пилоты зарегистрировали, и даже получили сертификат летной годности. Уже 7 ноября этот биплан и еще отреставрированный недавно в Новосибирске единственный в мире летающий штурмовик ИЛ-2 станут украшением военного парада памяти в Самаре.