Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 мая 2012, 21:53

Причины авиакатастрофы нового самолета в Индонезии — первые данные с места трагедии

В Индонезии во время показательного полета разбился новый российский самолет "Суперджет-100", погибли 45 человек, из них 8 – граждане России. Обломки самолета удалось обнаружить только через день, началась операция по поиску тел погибших и параллельно создана совместная комиссия по расследованию причин трагедии.

Потому-то и шок не проходит, и нет пока объяснений трагедии, что из массивной пачки претензий к российской авиации ни одну адресовать этому полету "Суперджета" не получится. Новей самолета в России нет, современней системы безопасности, которой он оснащен, еще не придумали. А лучше, чем шеф-пилот Александр Яблонцев, эту машину не знал никто. Он первым поднял ее в воздух в мае 2008 года, уже к тому времени считаясь лучшим летчиком-испытателем страны. Один только факт из его досье: в 1992 году зачислен в отряд космонавтов с допуском к пилотированию русского шатла "Буран". В апреле 2011года Яблонцев руководит первым опытным полетом. Из интервью после посадки: "Совершить ошибку пилотам электроника самолета не позволит".

"Она не позволит совершить крен больше 65 градусов, при этом еще задолго до достижения этого крена будет предупреждать пилотов, и я с трудом себе представляю, что экипаж, получив столько предупреждающей информации, не отреагирует на ситуацию", - рассказал тогда Александр Яблонцев.

Теперь представить, что же произошло в 11 час 21 минуту по московскому времени у горы Салак, пытаются эксперты, которые в тысячах километрах от места катастрофы.

О последнем полете борта известно многое. Точнее, о взлете. И то, что была это презентация для будущих вероятных покупателей. И уже вторая за день. В салоне представители индонезийских авиакомпаний, сотрудники компании "Гражданские самолеты Сухого". Настроение у всех очевидно приподнятое. Кадры перед вторым полетом: те же улыбки пассажиров, последняя проверка готовности и взлет, пусть не в безоблачное, но все же не затянутое тучами небо. А повыше - так вообще солнечно. Но! Через 20 минут после взлета самолет перелетает через горную гряду, после чего неожиданно для экипажа оказывается в совершенно других погодных условиях. Вместо солнца - дождь и туман. Пилоты запрашивают у диспетчеров разрешение снизиться с 3 тысяч до 1 тысячи 800 метров. Одновременно они, видимо идут на разворот. Через 8 секунд, пролетев 1400 метров, "Суперджет" на скорости более 400 километров в час врезается в западный отвесный склон горы Салак.

И вот тут вопрос, ответ на который никак не могут найти. Почему нашпигованная электроникой система безопасности лайнера не выдала сигнал о приближении к препятствию? А если выдала, как мог его не услышать опытнейший пилот?

На авиатренажере система предупреждения о приближении к земле один в один такая, как на "Суперджет". Только в двух случаях звуковой сигнал не сработает: 1) система, сто раз перепроверенная, вдруг вышла из строя, 2) ее просто отключили - не сложно - пара движений пальцами. Эта невероятная, на первый взгляд, версия сейчас самая обсуждаемая. Пилоты действительно могут отключить сигнал предупреждения, но только во время демонстрации маневренности самолета над аэродромом и без пассажиров.

"Она же не понимает, система, это демонстрационный полет или над аэродромом. Чтобы система не мешала, ее просто отключают, только на этот период. Больше никак. Когда на борту люди, когда выполняется полет куда-то в район и обратно, она должна быть включена", - поясняет начальник Летно-испытательного центра Рубен Есаян.

Позволил ли себе командир в горах при плохой видимости остаться без системы предупреждения, для того, чтобы не мешала комментировать потенциальным заказчикам маневры? Без "черных ящиков" на этот вопрос не ответить. Как и не узнать, пустил ли он кого-нибудь в кабину во время рокового снижения. На стоянке перед первым полетом на месте второго пилота точно сидел не член российского экипажа. Фотография - свидетель. Как и не узнать - пустил ли он кого-нибудь в кабину во время рокового снижения. Возможно ли такое? По крайней мере, бывало. В марте 2011 года в Белгородской области разбился Ан-148. Тогда порулить дали пилоту из Мьянмы. Он проходил в России обучение.

Вообще не объяснить - как диспетчеры, которые в отличие от наших летчиков эти горы знают, разрешили снижение до 1 тысячи 800 метров в районе, где разрешенная высота – 3 тысячи 300. У горы Салак, расположенной в западной части острова Ява, плохая репутация. С 2002 по 2008 годы 5 самолетов разбились о ее склоны. Германский пилот Йорг Хангверг с содроганием вспоминает свои полеты над Индонезией, где погода диспетчерам под стать.

"Я летал в Джакарту, и хочу сказать, что оборудование в аэропорту, все, что касается подготовки и обеспечения безопасности полетов, оставляет желать лучшего. Например, часто летишь совсем без радиолокационного наблюдения, или оно есть, но примитивное.

Кроме того, погодные условия - частые грозы, если нет грозы, то есть туман", - вспоминает летчик.

А полет-то не рейсовый, и карта местности в навигационную систему вряд ли была загружена. Им предстояло ведь, взлететь, покружить и вернуться. Последнее не получилось, скорее, не по вине техники, полагает самый заслуженный российский летчик.

"Это очень сложная рельефная местность, очень сложная – высокие вулканы, горы. Работать надо очень профессионально, а не просто так. Изучать каждый метр квадратный метр. А просто так полететь на гору посмотреть и тем потенциальным покупателям доставить удовольствие. Человеческий фактор. Абсолютно. Абсолютно. Самолет тут ни при чем. Именно экипаж", - уверен летчик-испытатель Магомед Толбоев.

В этом полете погиб и ведущий инженер КБ по летным испытаниям Денис Рахимов. Для него, как и для Яблонцева, "Суперджет" - дело жизни. Тогда, после приземления в Шереметьево, он говорил: нет тех испытаний, которыми не подвергли машину, и она их выдержала.

"Суперджет-100" должен был стать хитом на мировым рынке ближнемагистральных самолетов. До выяснения причин трагедии рынок этот точно возьмет паузу.

"Индонезийцы очень суеверные люди, поэтому я думаю, что конкретно на индонезийском рынке будут проблемы с продажей этого самолета, потому что погибли индонезийцы, представители авиакомпаний. В то же время, насколько я знаю, лаосцы, пакистанцы собирались покупать этот самолет. В принципе, наверное, азиатский регион был основным перспективным рынком для этого самолета", - директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Маловероятно, что сделки с "Сухим" расторгнут, например, "Армавиа" или швейцарская "Комлюкс Груп". Она заключила сделку на покупку в 2014 году двух самолетов "Сухой-Бизнесджет", это ВИП версия "сотого".

"Если выяснится, что дело не в ошибках, допущенных при строительстве самолета, я не вижу ни одной причины, почему бы не продолжать его покупать. Он хорош для региональных перевозок, идеально подходит для использования в таких регионах, как Индонезия или Африка, а также для ВИП-перевозок. Мы в Швейцарии заказали два таких самолета", - отмечает авиаэксперт Хансйорг Бюрги.

Авиакатастрофа нового самолета совсем не обязательно ставит крест на его коммерческих перспективах. Самый известный случай. В июле 1988 года, спустя всего 3 месяца после начала продаж, так и не набрав высоты, в лесу у полосы разбился "Аэробус-320", что не помешало ему стать бестселлером, и в России тоже.

Людей не вернешь, а судьбу "Суперджета" решают сейчас в том числе и те, кто в непролазных джунглях на почти отвесных склонах Салака ищут "черные ящики".

Российские спасатели вместе с индонезийскими коллегами пытаются спуститься в ущелье глубиной 500 метров, где лежит большая часть обломков. На склоне они не остались, потому что самолет не вонзился в него носом, а ударился нижней частью фюзеляжа. Видимо, пилоты до последнего тянули лайнер вверх.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей