В Литве в возрасте 90 лет скончался народный артист СССР Донатас Банионис
Скончался Донатас Банионис, литовский актёр, ставший одним из ярчайших представителей отечественного кино. Как говорили о нём, "наш человек оттуда". Банионис прожил 90 лет, и уже будучи в почтенном возрасте, говорил, что о нём, наверное, забыли. Ведь фильмы, которые принесли ему популярность, были сняты давно... Но время не имеет значения для ролей, которыми до сих пор восхищаются самые поколения зрителей.
Кумир миллионов - однолюб Банионис. Имея всенародную славу, он не променял на столицу прибалтийскую глушь под названием Паневежис. Вся жизнь - в одном городке, в одном театре, с одной женщиной. Про него говорили - благородный философ.
"Не ищите новое. Ищите вечное. Если новое вы найдете, это будет только сегодня, завтра будет старое. А вечное если найдете, это будет и прошлое, и будет еще впереди. Я так думаю", - говорит Донатас Банионис.
Еще он считал, что актер не должен играть. На сцене нужно продолжать жить без нарочитой позы, искусственных интонаций, поставленного голоса.
"Я не помню, чтобы он там что-то наигрывал, притворялся. Он был, какой он есть, и от него было не оторвать глаз. На нашем языке это называется личность. Это не игра - я вот другой. Это здесь и сейчас происходит со мной, а значит, и с моим персонажем", - вспоминает актер Евгений Киндинов.
Кстати, зрители видевшие Донатаса Баниониса в семи десятках картин, его речь практически не слышали. Актера из Прибалтики, говорившего с акцентом, переозвучивали. Обходиться без дублеров ему редко, но все-таки удавалось, например, в фильме "Берегись автомобиля".
За него часто говорил взгляд. Выразительный и глубокий. Немая сцена обмена шпионов в фильме "Мертвый сезон". Несколько секунд тишины, под впечатлением от которых мальчишки спрашивали, как стать разведчиком.
"Я актер, и знаю свою профессию, что если бы меня не ругали, так было бы даже хуже. А когда хвалят, актер не знает, может быть, это... Нечего себя хвалить, но приятно, если ты сыграл, значит, ты стоишь, как актер, высоко тебя так ценят", - говорил Донатас Банионис.
В кино Банионис пришел, разменяв пятый десяток. Дебютным стал фильм "Никто не хотел умирать" - картина о становлении советской власти в Литве. Сюжет ему был близок до боли. Играл практически без дублей. В Каннах Банионис получил приз за лучшую мужскую роль.
"Трепетно относился к работе. Очень тщательно, в деталях работал. Это видно по всему, талант видно всегда. Его не спрячешь под ширмами. Он всегда выходил готовый со знанием текста", - рассказывает актер Александр Михайлов.
Мало кто знает, но большую часть карьеры он работал без актерского образования. Диплом Донатас Банионис получил только в 1984 году, когда ему было уже 60 лет. По первой специальности он керамист. Правда, из глины почти не лепил. Все время пропадал не в мастерской, а в кружке самодеятельности. Оттуда он быстро перешел на профессиональную сцену. В 17 лет начал играть и одновременно учиться актерскому мастерству.
Его персонажи глубокомысленные и погруженные в себя люди. Своей любимой ролью он считал Криса Кельвина в "Солярисе". Хотя съемки были мучительно тяжелыми. Понять выдуманную реальность Тарковского оказалось непросто. Переживания спрятаны глубоко внутри. В итоге все получилось - восторг у критиков, правда, не все зрители его разделяли.
Его партнершей на съемках "Соляриса" стала Наталья Бондарчук. Тарковский утвердил ее на роль именно по просьбе Баниониса.
"Я была потрясена тем уровнем культуры, с которым я встретилась. Я встретила человека, невероятно интересующегося культурой. Мы говорили о Гойе, мы говорили о многом в период съемок "Соляриса", и мне очень помогло то, что он был невероятно доброжелательным ко мне. И мы были действительно такой актерской парой, которая борется за понимание того, что мы делаем вместе", - вспоминает актриса.
Любимый по многим фильмам актер, хотя сам Банионис боготворил театр. Он буквально жил им. До 90 лет продолжал ходить на спектакли и посещать фестивали. Встречался с поклонниками и общался с молодыми актерами. На вопрос о секрете успеха отвечал просто - играйте без штампов и театральных поз.