На Венецианской биеннале Россия представила проект «Зеленый павильон»
Смысловые загадки, исторические аллюзии и необычные оптические эффекты. На Венецианской биеннале современного искусства Россия представила свой павильон. В этом году он не только наполнился новыми арт-объектами, но и изменился внешне.
Бронзовые мавры, бьющие в колокол над площадью Сан-Марко, вновь встречают в Венеции мастеров современного искусства. В этом году всё внимание к цвету. Здание российского павильона не только заиграло новыми красками, но и само по себе стало арт-объектом.
Здание, построенное более 100 лет назад про проекту архитектора Алексея Щусева, словно вобрало в себя оттенки венецианской лагуны и садов Жардини. Стены, которые раньше были песочно-жёлтые, теперь тёмно-зелёные.
Получилась то ли беседка для романтических встреч, то ли малахитовая шкатулка. Только вместо спрятанных внутри драгоценностей – очень личные воспоминания одной из основательниц русского концептуализма, а в этом году ещё и автора нашей национальной экспозиции Ирины Наховой. Культурные коды и образы, которые ни с чем не спутаешь.
"Например, вы видите фотографии военного времени, фотографии после войны. И каждый может найти своего отца, мать, своего дедушку или бабушку. С кем вы можете каким-то образом связать себя. Особенно для русского человека мне кажется это важным", - отмечает автор проекта "Зелёный павильон" 56-й Венецианской биеннале Ирина Нахова.
Видео, скульптура и живопись с мостиком из прошлого в будущее. Например, серия фантазий по мотивам "Чёрного квадрата" Малевича. В зависимости от выбранного момента внутренний слой становится то полностью непроницаемым, создавая эффект солнечного затмения, то прозрачным, словно сливаясь с небом.
Казалось бы, что еще нового можно узнать о культовой модернистской картине. Но с такой инсталляцией захватывающее приключение обеспечено. Выход из исторического лабиринта укажет большой световой люк. Пространство невероятной энергетики.
Все подсказки для зрителей условны, как и огромная голова пилота, выросшая посреди павильона. Комната имитирует кабину военного самолета. Но главное здесь - глаза лётчика. Через шлем и очки они внимательно изучают каждого входящего.
"Это поразительно. Я увидела глаза этого человека, и они меня словно загипнотизировали", - делится впечатлениями Джоуи Чу.
"Это очень волнительное зрелище. Такое ощущение, что внутри сидит гигант, которого поймали", - отмечает Фредерик Дегошвиц.
В абстрактной композиции талант живописца будто выходит за границы холста. На смену металлическому серому неизбежно приходит революционный красный и перестроечный зелёный. Два цвета - две эпохи в истории России, от которых и в таком авторском прочтении может закружиться голова.
"Очень насыщенная, активная реальность. Мы хотели создать разные психологические и оптические эффекты, чтобы зритель имел отношения с цветом и с формой", - поясняет куратор проекта "Зелёный павильон" 56-й Венецианской биеннале Маргарита Мастеркова-Тупицына.
К тому, что на Венецианской биеннале часто происходят поразительные вещи, как, например, парящие над землёй хвойные деревья с корнями наружу у французского павильона; или лестница всех святых, уходящая прямо к куполу собора у итальянцев, - здесь уже привыкли.
Ощущение, что притяжения больше нет и на фотографиях ещё одного русского художника – участника биеннале. В палаццо, где когда-то любил останавливаться Моцарт, кадры Венеции, сделанные в редком сейчас инфракрасном диапазоне на плёнку. Впрочем, попасть в это удивительное измерение между теплом и светом на набережной Гранд-канала при желании можно и без всяких фильтров.