Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
28 января 2016, 21:24

В России коренным образом меняется отношение к усыновлению детей с особенностями развития

Драматическая история маленького Матвея свидетельствует - в России коренным образом меняется отношение к инвалидам вообще и к усыновлению детей с особенностями развития в частности. Всё больше людей понимают — забота и родительская любовь могут оказаться сильнее медицинского приговора. У сирот, брошенных биологическими родителями в роддоме, в приёмных семьях буквально начинается новая жизнь.

К непривычной для себя жизни Миша любит прислушиваться. Ему два с половиной, а развитие, как у годовалого. За месяц, что он живет не в Доме ребенка, а в семье, как и все дети, в обычной квартире, мальчик научился отличать кошку от собаки, и даже самостоятельно держать ложку. Он почти не слезает с маминых рук, улыбается и ползает.

"Меня пугали в Доме ребенка, что Миша тяжелый, не идет на контакт, совершенно не смотрит в глаза, поэтому я немного напряглась", - рассказывает Мария Есина.

Чтобы забрать Мишу домой, Мария собрала внушительный пакет документов и ждала разрешения почти полгода. В российской практике чётких правил, в какую семью отдавать особенного ребенка, нет. Ведь кому-то для развития нужна полная семья и сверстники рядом, другим – особое материнское внимание, которого так не хватает в детском доме.

"Спасибо тем педагогам, которые профессионально работают с этим ребенком. Но все-таки подготовить его к жизни самостоятельной в условиях организации не совсем возможно", - говорит начальник отдела нормативного регулирования Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Марина Лашкул.

Занятие в школе приемных родителей. Здесь стараются понять мотивацию каждой будущей приемной мамы. С теми же, кто задумался воспитать особенного ребенка, говорят отдельно. Объясняют, помогают. Ведь не достаточно лишь просто взять. Важно – вырастить.

"Когда маленький особый ребенок, с ним может и не быть проблем. Он хороший, улыбается. Есть шанс, что когда он вырастет, будет полегче. А потом он вырастает, и люди понимают, что он, может быть, не будет самостоятельным, может быть, не женится, и тогда накрывает чувство беспомощности. Нам надо работать с профилактикой такого чувства", - говорит психолог Татьяна Дорофеева.

У Паши Галкина как раз такая история. Мальчик отстает от сверстников в развитии. Сначала прав на ребенка лишили его родную мать. потом приемные родители оказались не в силах воспитать подростка. Он, может, так и остался бы в интернате, если бы не это, почти случайное знакомство. С Ольгой Лисьих Паша встретился в декабре прошлого года на форуме в Тюмени, где таким детям с ограничениями здоровья наглядно доказали – для занятий спортом нет никаких преград. В семье Лисьих тоже любят спорт, а из девяти детей – пятеро приемных, решили, что вполне способны вырастить ещё одного чемпиона.

В практике российской системы опеки нет правил, в какую семью отдавать таких детей. Всё зависит, как говорят специалисты, от "индивидуального ресурса" ребенка, ведь кому-то для развития нужна полная семья и сверстники рядом, другим – особое материнское внимание. В большинстве случаев на воспитание их берут педагоги и волонтеры. Как Лидия Логинова. Она долго ухаживала за малышами и даже уволилась ради этого с работы.

У маленькой Лили нейробластома (злокачественная опухоль нервной системы). Едва ли не с рождения – месячные курсы лучевой и химиотерапии. И постоянная изоляция. В детском доме девочка росла отдельно от сверстников из-за угрозы подхватить инфекцию. Сегодня рядом с ней друзья, любимые собаки, куклы. И, конечно, мама.

"Лиля одна вряд ли справится с болезнью. А со мной, может быть, справится. Даже если и не получится, то она хотя бы в нормальных условиях будет жить и будет счастлива", - сказала Лидия Логинова.

Сегодня Лиля наблюдается у врачей Московского центра гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева. Пока специалисты не делают для девочки никаких прогнозов. Хотя сама Лиля говорит, что обязательно поправится. Ведь это раньше, в детском доме, жизнь была словно в черно-белых тонах. Теперь на столе только яркие фломастеры, которыми так хочется раскрасить завтрашний день.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей