Выпускники технических вузов стремятся попасть в уникальную научную роту при Воронежской военно-воздушной академии
На первый взгляд, компьютерная игра: самолет на мониторе управляется джойстиком. Ефрейтора Станислава Скокова такое сравнение обижает. Это серьезная разработка, за которой стоят сложнейшие математические вычисления. Виртуальный полет максимально реален. Его моделируют в лаборатории, чтобы проверить в деле новое оборудование, прежде чем начать испытания на настоящих самолетах.
«Все данные для полета генерируются математической моделью. Эти данные переходят в бортовой автопилот. Бортовой автопилот думает, что летит, посылает сигнал управления на исполнительное устройство, и параллельно посылает сигнал обратно на компьютер, и мы видим визуализацию, как летит сейчас данный аппарат», - рассказывает оператор научной роты Станислав Скоков.
С помощью этого комплекса беспилотный летательный аппарат научили приземляться на автопилоте. Отработанный алгоритм будут использовать при дозаправке самолета в воздухе или полете строем.
«Полет строем – это весьма тонкая, уникальная процедура, которую осуществляют только асы. Наша задача - обучить этому молодых летчиков, которые без специальной подготовки смогут эту задачу выполнять в автоматическом режиме», - объясняет научный руководитель Валерий Болдырев.
В этой части служат не просто солдаты - операторы первой в России научной роты при военно-воздушной академии в Воронеже. Здесь находят современные решения, призванные сделать авиацию будущего маневреннее, экономичнее и безопаснее.
«В ближайшие несколько месяцев уже появятся серьезные результаты по высокоточному оружию, по системам радиоэлектронной разведки, радиоэлектронной борьбы, по многим другим, по новым образцам военной техники, по беспилотной авиации», - отметил начальник Военно-воздушной академии Геннадий Зибров.
Каждый, кто стал оператором научной роты, прошел строгий отбор. Конкурс – девять человек на место. Срочную службу здесь проходят выпускники технических вузов России. В дипломах средний балл не ниже 4,5. До службы многие успели проверить себя в деле. Александр Шапошников учебу совмещал с работой в летно-исследовательском институте.
«Я не потеряю профессиональных качеств, даже приобрету новые. Уже ездил на конференции. Это лучший вариант развития событий для меня», - отмечает оператор научной роты Александр Шапошников.
Утро в научной роте начинается в шесть часов, как и везде в Вооруженных силах - с зарядки. Экспериментам и исследованиям посвящен полноценный рабочий день. Большая часть службы проходит в лабораториях.
Служба в научной роте отличается большим комфортом. Солдаты проживают не в казармах, а в уютных комнатах общежития, рассчитанных на четыре человека. В каждой есть даже телевизор. Правда, посмотреть его удается только в свободное время – в выходные дни. На каждом этаже есть комната психологической разгрузки. Здесь есть библиотека с научной и художественной литературой и даже живой уголок с черепахами и рыбками.
В военно-воздушной академии говорят, почти домашние условия не делают этих солдат особенными. Повышенный комфорт объясняют спецификой службы – так думается лучше. Впрочем, что такое окопы и оружие здесь тоже знают - раз в неделю занимаются строевой подготовкой и выезжают на стрельбы.
Служба в научной роте длится один год. Для серьезных исследований этого, кончено, мало. Но достаточно, чтобы всерьез увлечься военной наукой. Как показывает статистика, почти каждый третий из них остается в армии по контракту в звании лейтенанта и в должности младшего научного сотрудника.