Рэп-баттл Oxxxymiron vs Гнойный стал одним из самых обсуждаемых событий августа
Одно из самых обсуждаемых событий августа — рэп-баттл Мирона Федорова и Вячеслава Машнова. Они более известны в своих кругах как Oxxxymiron (Оксимирон) и Слава КПСС, он же Гнойный. Такие у них прозвища. В интернете этот баттл посмотрели уже 22 миллиона человек.
Не все знают, что такое баттл. Это когда два рэпера становятся напротив друг друга и начинают по очереди оскорблять противника. Они делают это в стихах. Это поэтический турнир. Вообще, рэп – это культура негритянских окраин американских городов. Это искусство черных. Хотя есть и белые. Самый известный и богатый как раз белый – Eminem (Эминем).
Знаменитые рэперы делают свою работу поразительно искусно. Наши не так искусны, но есть серьезное отличие: если американские баттлы - это в первую очередь ругань и личные оскорбления, то наши пытаются спорить о чем-то важном. Это свойственно русской культуре. Нас хлебом не корми, дай поговорить о смысле жизни.
Баттл Oxxxymiron vs Слава КПСС – это спор о первичности культуры. Что важнее - успех, благополучие, деньги или само созидание, творчество, личность? И вот на уличном языке они обсуждают фундаментальные философские проблемы. Они отсылают к классике, они цитируют великих поэтов. Правда, в баттлах очень сильно ругаются, матерятся. Поэтому если ваш слух оскорбляет нецензурная брань, баттлы не для вас. Вы только разочаруетесь и расстроитесь. Скажете: какая же тут философия - сплошная ругань.
Oxxxymiron - самый успешный русский рэпер. Он собирает большие аудитории, хорошо зарабатывает. И здесь главный удар Славы КПСС, он упрекает оппонента: ты же вторичен, ты не придумал ничего нового, ты просто хитрец, который научился зарабатывать деньги. И это так по-русски.
Некоторые считают, что русский рэп пришел на смену русскому року, который владел умами молодежи в 80-х и 90-х годах. Потом русский рок ослаб. Потерял свою актуальность. И вот новое явление - русский рэп.
Широкая публика не знала даже, что такой жанр существует. Но российский баттл-рэп неожиданно вышел на миллионную аудиторию! Похороны пришлось отложить. Словесный поединок без моральных ограничений оказался самым обсуждаемым шоу российского интернета.
Oxxxymiron: Я баттлю контуженного дико тусклого пасюка. А нецензурная брань – жемчужина великого русского языка. Ок?
Все это на полном серьезе обсуждают теперь психологи. «Миллионы смотрят эти баттлы в первую очередь из-за эмоций», - анализирует одна из них.
Обыватели пытаются разобрать интригу схватки. «Складно, он, молодец, шпарит», - замечает еще один зритель.
Перед футбольным матчем «Барселона» - «Реал» спортивный комментатор явно завидовал успеху другого шоу.
«Не так много событий могут затмить своей афишей рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным, но надеюсь все-таки, что испанское класико…» - с этих слов начал спортивный комментатор Георгий Черданцев.
Так что же это за герои, которые затмили на время Криштиану Роналду и Месси?
«Это срочное обращение к подписчикам моего канала. Моим пацакам», - начинает заявление на канале в Ютюб Слава КПСС.
Парень в зеленой шапочке — Слава. Живет в Петербурге, еще недавно работал сисадмином. Появлялся в интернете под разными именами:
- Привет, с вами Соня Мармеладова
- Привет, это Валентин Дядька
Потом он стал звать себя Гнойный и Слава КПСС. Записал кулинарное шоу про глазированные сырки.
Он давал уроки рисования. И, конечно, читал рэп. Но мало кто ценил эту талантливую самодеятельность.
Другой рэпер — Oxxxymiron (Оксимирон). Учился в Оксфорде, вернулся в Россию развивать рэп-культуру. Записывал альбомы, зарабатывал. И считался королем российского рэпа. Герои - прямо как в романе - друг друга ненавидели и назначили дуэль. Готовились к ней почти год.
Слава КПСС: А я везу вам революцию как встарь по дороге из Тушино. У этой телеги вращаются оси. Футуристы скинули с корабля современности Пушкина. А вы до сих пор цеплялись за Oxxxy. Ведь он же живо-ой!!
Oxxxymiron: Ты смешной, слишком длинный, откровенно нескладный. У тебя телосложение как у беременной цапли. Непропорционально как твой хайп. И твой вклад в рэп – не облако в штанах.
В этих текстах подростковый и тюремный жаргоны перемешались в стихах с цитатами из русских классиков.
Oxxxymiron: Мой мертвый хоуми - a.k.а Николай Гумилев. Вот про вас: Когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда солнце останавливали словом.
В авторитете у этих ребят вовсе не Эминем, а поэты Серебряного века. И говорят они не столько о наркотиках и деньгах, как часто бывает в рэпе, а о качестве поэтических текстов.
Слава КПСС: «Худой отпечаток плеча», учителя - вот срамота. Этого не могло быть у Пастернака - это попросту безграмотно!
И как по законам драматургии в этом баттле со счетом 5:0 победил молодой рэпер.
Слава КПСС: «Я лучше сдохну *** ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой»
«И вот эта фраза «Я лучше сдохну таким-то ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой», она стала ключевой в баттле. То есть в этот момент он его просто разобрал. Он разобрал все его высокомерие, он разобрал его понты. Потому что в баттлах нет фальши», - говорит блогер Николай Соболев.
Но знатоки музыкального рынка, отметили, что в эти дни произошло куда более знаковое событие. Русский рэп идейно победил рок как главную молодежную культуру.
«На смену року пришел рэп, получается, что рокеры респектабельные, пушистые, завалены кучей аппаратуры, а рэпер купил за 500 карточку для компьютера, и баттлы - язык улиц - выхлестнулся в эти миллионные ютюбовские просмотры», - отмечает директор PR-агентства, музыкальный журналист, медиапродюсер Александр Кушнир.
Нынешние рокеры уже не ведут за собой молодежь и не выражают ее идеи, как это было в 80-е и 90-е. Сила по-прежнему в правде. А правда теперь у рэперов.
Если бы фильм «Брат» снимался в наши дни, то, вероятнее всего, в плейере у Данилы Багрова звучал бы речитатив как главный мотив поколения.
«Россия - нация с очень высокой традицией русской поэзии, русской поэтической культуры, лирики, и поэтому, когда у нас цитируют классиков на баттлах, уже, по-моему, сама постановка вопроса абсурдна - музыка это или не музыка. Это новый жанр, который собирает миллионы», - продолжает Александр Кушнир.
Oxxxymiron: И допустим сегодня, может быть, ты даже сможешь меня убить. Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня троллить.
Фраза про стадионы — это не фигура речи, а реальные планы выступить в Олимпийском. В принципе, нет сенсации в том, что музыкант соберет стадион. Но если рассматривать событие как поэтический вечер — это уже что-то новое. Или хорошо забытое старое. Ведь на этой же арене когдаа-то выступал Евтушенко.
Поэты-шестидесятники легко собирали стадионы. Андрей Вознесенский, как сказали бы сегодня, «порвал» «Лужники».
«И когда мы выходим на стадионы в Томске или на рижские «Лужники», вас понимающие потомки тянутся к завтрашним сквозь стихи» (А. Вознесенский).
Знаменитые вечера в Политехническом по атмосфере чем-то напоминали баттл-площадку. А поединок между Евтушенко и Вознесенским был показан в сериале «Таинственная страсть» по роману Аксенова.
«Со мною вот что происходит - ко мне мой старый друг не ходит. И он не с теми ходит где-то и тоже понимает это».
Едкими эпиграммами обменивался и Пушкин с современниками. Маяковский мог спорить в стихах с оппонентами.
О русских рэперах, которые на самом деле тоже оказались поэты, написали даже в британской «Таймс». Баттл уже посмотрели более 20 миллионов раз. Впрочем, нельзя оценивать резонанс лишь кликами в интернете. Например, недавний клип Светланы Лободы набрал почти в четыре раза больше просмотров.
А свежий клип Славы КПСС еще только набирает обороты и не стал пока хитом.