В Москве открылась интерактивная выставка, посвященная знаменитому режиссеру Эльдару Рязанову
Новость для поклонников творчества Эльдара Рязанова. В Москве в Новом Манеже открылась выставка, на которой каждый желающий сможет почувствовать себя в роли героев картин знаменитого режиссера, оказаться в одном кадре с известными артистами и вновь увидеть самые яркие фрагменты его фильмов.
Гости еще собирались — каждого встречала вдова Рязанова, Эмма, а первые посетительницы уже проникли в зал со знаменитыми платьями — Калугиной из «Служебного романа» и, конечно же, Нади из «Иронии судьбы».
Из архивов «Мосфильма» привезли все, что сохранилось: от тех самых часов из «Карнавальной ночи» и обстановки в ленинградской квартире №12 до бежевой «Волги», которую угнал Деточкин.
Первая экскурсия для Ирины Антоновой. С ней Рязанов дружил и даже спорил. О том, что снимает не просто сказки для взрослых, как о нем говорили, а истории про реальных людей, а вовсе не выдуманных им в порыве веры в добро и человечество.
«Таких персонажей, как у него, не может быть. Я для себя это определила: Деточкин не существует. Это и есть его поэтический код, как будто бы они все реальные», — сказала президент музея имени им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Не было такого артиста, который бы не мечтал сняться у Рязанова. Ведь любая роль, даже самый крошечный эпизод, делала любого мгновенно популярным и любимым. И вот теперь, наконец, можно оказаться даже в одном кадре с Людмилой Гурченко. И если очень захочется, то и спеть ту самую песенку про пять минут.
Выставку придумал приемный сын Рязанова, Олег, но полтора месяца назад его не стало. Хотя все его идеи здесь. В старых телевизорах идет и «Кинопанорама», и фильм Рязанова о Высоцком. А телефоны постоянно звонят. Если снять трубку, то слышно далекий и родной голос мастера, читающий стихи.
Виртуальная экскурсия от актеров Рязанова. И впервые так много личных вещей: от той самой расписки Смоктуновского до книги с шуточной надписью: «От учителя Сергея Эйзенштейна Эльдару Александровичу, проходимцу, тунеядцу и бездельнику!» до трудовой книжки и запрещенных книг, среди которых, конечно, Солженицын.
Для многих станет открытием, как часто и сам Рязанов получал по голове от цензоров.
«Приходилось и выкручиваться, искать эвфемизмы, искать новые слова какие-то, в итоге рождалось как раз произведение более яркое», — вспоминает режиссер, народный артист России Владимир Меньшов.
«Я не знала, что он увлечен досками, я бы ему столько хорошего подарила!» — сожалеет народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
Светлана Немоляева лишь здесь поняла, что с Рязановым их связывало не только кино. Они оба, как выяснилось, всю жизнь собирали часы и расписные доски.
«Я сама вся в досках и вся в часах, поэтому мне очень это близко. Эльдар Александрович был романтический, он был очень пунктуальный и аккуратный: часы должны идти, лампочка должна гореть, дверь — открываться, ключ — открывать», — рассказывает Светлана Немоляева.
Для любого из нас «Необъятный Рязанов» — это прежде всего его передачи, стихи и фильмы, полные мудрости на все случаи жизни. А вот сам он иронично говорил о своей фигуре, так как не любил высокопарных слов.
«Очень смешно, когда Эмма выходила на кухню, он быстренько съедал и потом уже сидел спокойно. Потому что Эмма следила за его фигурой и старалась, чтоб он похудел», — рассказывает режиссер, народная артистка РФ Алла Сурикова.
«Эльдар Александрович, я Вас помню и люблю», — со слезами добавляет она.
Он научил нас верить, что чудо в типовых многоэтажках возможно, и показывал нам маленького человека с огромной душой. Создал целое культурное пространство, где мы запели поэтов Серебряного века и «шестидесятников». Но словно никуда и не делся, а живет теперь на крохотном астероиде № 4258 по имени Рязанов и всегда где-то рядом.